Первое упоминание о чаевых было найдено в одной из средневековых немецких хроник, датированной XIV веком. Англичане, однако, придерживаются другого мнения. Они считают, что давать на чай придумали их соотечественники в XVII веке. Клиентам гостиниц, парикмахерских и таверн предлагалось оплачивать услуги персонала, опуская монетки в специальные коробочки или кружки. Для того чтобы они делали это охотнее и не скупились, рядом обычно была надпись “Тo Insure Prompt Service” (в переводе с английского — “Для обеспечения быстрого обслуживания”). Из этого словосочетания возникла аббревиатура TIPS, что в современном английском и значит “чаевые”.
Словосочетание “На чай” появилось в русском языке в 40–50–х годах XIX века. И напиток был выбран не просто так. В ХIХ веке он являлся верным признаком человеческих взаимоотношений. Если про людей говорили, что “они вместе чай пить ходят”, то можно быть уверенным, что отношения у них были самые сердечные. Таким образом, давая на чай, человек как бы выражал сердечную благодарность.
За рубежом система чаевых сложилась уже давно, и нарушить ее — значит заслужить молчаливое презрение обслуживающего персонала. Например, Хиллари Клинтон, позавтракав в ресторане городка Альбион в штате Нью–Йорк, от которого она баллотировалась в сенат США, не оставила официантке чаевых. Этот случай был подробно описан в газетах, и взволнованные американцы со всех концов страны стали присылать гневные письма в адрес жадной миссис Клинтон, а также денежные переводы для обиженной официантки. Это равнодушие к проблемам бедной девушки, в чьем бюджете чаевые составляли значительную долю, едва не стоило Хиллари Клинтон места в сенате. Ей еще долго пришлось убеждать избирателей, что она не имела намерения оскорбить официантку.
В США официантам принято оставлять на чай довольно большие деньги. Здесь хорошим тоном считаются чаевые вплоть до 25 процентов от суммы заказа, в зависимости от уровня ресторана и качества обслуживания. Чем больше и респектабельнее заведение, тем больше нужно оставить на чай. В закусочной на чай оставляют 10%, в хорошем ресторане — 25%. Эти требования даже зафиксированы в специальном меморандуме Национальной ассоциации ресторанов США. И хотя формально выполнять их необязательно, оставить официанта без чаевых — почти то же самое, что публично дать ему пощечину и выразить не просто недовольство качеством сервиса, а настоящее негодование.
В Японии чаевые запрещены. Там народ почему–то уверен, что обслуживать клиентов хорошо — это их обязанность. Там дополнительное вознаграждение воспринимают как оскорбление.
Еще хуже к чаевым относятся в Австралии. Попытка дать на чай может вызвать враждебную реакцию со стороны продавца, официанта или таксиста.
Не слишком обременительны чаевые в Швейцарии, Голландии и Австрии. 10% от счета на чай считаются роскошью и даже расточительством. Здесь принято оставлять официантам не более 5%.
В скандинавских странах — Швеции, Дании и Норвегии чаевые почти всегда включают в сумму счета. Как правило, это знакомые 10% от суммы счета. Хотя никто не обидится, если ему оставят что–то дополнительно.
Самой дорогой из европейских стран в смысле чаевых считается Франция. В большинстве кафе и ресторанов чаевые включают в счет: там есть строка “service compris” (“включенное обслуживание”) — 15–16% от суммы заказа. Кроме того, во Франции принято оставлять и дополнительно 1 или 2 евро. Их кладут в круглую тарелочку, на которой официант приносит счет. Кстати, на юге Франции официанты вообще не получают зарплату и живут исключительно на подношения