Литература, 10 класс.
С какой целью Тютчев использует приёмы эпитета и олицетворения в лирике, посвящённой природе? Выпишите не менее пяти примеров использования эпитета и не менее пяти примеров использования олицетворения в разных стихотворениях Тютчева.
В поэзии Фёдора Ивановича Тютчева природа занимает центральное место, и его лирика наполнена яркими образами, созданными с помощью эпитетов и олицетворений. Эти приёмы помогают поэту передать всю глубину и красоту природных явлений, а также выразить философское осмысление связи между человеком и природой. Эпитеты в стихах Тютчева добавляют образности и усиливают эмоциональное воздействие, в то время как олицетворения позволяют воспринимать природу как живое существо с собственными чувствами и намерениями.
Примеры эпитетов:
«Неясный свет» — стихотворение «Неясный свет, в полуразлуке…»
Эпитет «неясный» передаёт неопределённость и таинственность света, словно природа затуманена чем-то скрытым от понимания.
«Светозарная ночь» — стихотворение «Светозарная ночь»
Эпитет «светозарная» описывает ночь, освещённую звёздами, подчёркивая её красоту и торжественность.
«Дремлющий лес» — стихотворение «Чародейкою Зимою…»
Слово «дремлющий» олицетворяет лес как спящее существо, что создаёт ощущение живого, но временно уснувшего пространства.
«Нежный вздох» — стихотворение «Последняя любовь»
Эпитет «нежный» подчеркивает хрупкость и нежность, ассоциируя природу с чем-то трепетным и уязвимым.
«Безмолвные леса» — стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
«Безмолвные леса» создают впечатление особой тишины природы, подчёркивая её спокойствие и умиротворённость.
Примеры олицетворений:
«Листья в бурю ветром гонимы» — стихотворение «С поляны коршун поднялся…»
Листья «гонимы ветром», как будто они живые и чувствуют, как их преследует сила природы.
«Молчит под тенью над крутыми берегами» — стихотворение «Silentium!»
Природа представлена в виде молчащего существа, которое скрывает свои чувства и мысли.
«Гроза промчалась» — стихотворение «Весенняя гроза»
Гроза уподобляется живому существу, способному двигаться и оставлять за собой след.
«Рассвет глядит в окно» — стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…»
Рассвет представлен как существо, способное «глядеть», что добавляет ощущение наблюдающего и проникновенного утра.
«Шумит и плещет море» — стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…»
Олицетворение делает море живым, оно «шумит» и «плещет», словно выражает свои чувства и энергично взаимодействует с окружающим миром.
Использование эпитетов и олицетворений у Тютчева не просто оживляет природные образы, но и помогает создать более глубокую эмоциональную связь с читателем. Благодаря этим приёмам природа в его стихах становится выразителем чувств и переживаний, близких каждому человеку.
Эпитеты:
• "серебристый" месяц
• "лазурное" небо
• "пунцовый" закат
• "небесные" светила
• "зыбкого" сна
Олицетворение:
• "Заунывный ветер гонит стаи волн"
• "Ночь дышит мглой и холодом"
• "Час тоски нечаянной, как тень"
• "В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом..."
• "И молвил он, сверкнув очами: "Зима недаром злится..."
Цель использования приемов:
Тютчев использует эпитеты и олицетворения в лирике, посвященной природе, чтобы:
• Создать яркие и выразительные образы природы.
• Передать свои чувства и эмоции по отношению к ней.
• Анимировать природу, придав ей человеческие черты и свойства.
• Раскрыть внутреннюю сущность природных явлений.
• Усилить экспрессивность и художественную выразительность стихов.