Катапитекус Капитатеки
Гуру
(4723)
1 день назад
Помните, как там у Пушкина? "Не мысля гордый свет забавить, внимание дружбы возлюбя..." Как-то не задумывался над смыслом этих слов, а стоило бы. Пушкин говорит, что литература — это письмо с двумя адресами: большим — гордому свету, и малым — друзьям. Он пишет роман как письмо товарищам. Так легче. Нет перегруза ответственности. Вот и я не специалист в области психологии, и пишу в дружеский, малый адрес, и что пишу — не более, чем моё мнение. Полезно ли оно будет?
Как-то психологи провели странный эксперимент. Вот банка. В ней много горошин — достаточно много, чтобы не пересчитать. Вопрос испытуемым: сколько горошин в банке? Ответы были разные. Отсеяв шутливые, типа "Мильярд!" — вычислили среднее. И оно в точности совпало с реальным числом горошин. Этот опыт словно подтверждает известную максиму демократов: "Глас народа — глас божий". Может, из множества неправильных ответов на ваш вопрос сложится правильный?
Как-то в случайной брошюре баптистов прочёл: "Суждения наши суть осуждения". Сначала посмеялся, потом задумался: ведь моя насмешка, по сути, осуждение. И баптист прав. Присмотритесь к суждениям, столь многочисленно рассыпанных в Интернете в виде реплик, "каментов" и мнений. Люди собачатся и бодаются, лаются и КРИЧАТ КАПСЛОКОМ. Они возненавидели друг друга? Или это какая-то трагическая ошибка воспитания, засорившая сам способ мышления? Нет ли в наших умах вируса нетерпимости и вечной критики любого оппонента? В нас словно природой заложена эта почти дарвинская борьба за единственную истинность наших мнений.
Возможно, наш ум ограничен тем, что его стимулирует. Он не любит задумчивости и стремится к быстрому результату. То есть, к воплощению воли. А воля бессильна без власти. Не глупеет ли наш ум от этого стремления к власти и связанной с ним свободой наказывать людей лишениями и самой смертью? Тогда логично предположить, что чаще, чем хотелось бы гуманистам, наш ум стимулируется жестокостью. Пришел, увидел, осудил. Снова и снова слышу я эти осудительные суждения в репликах бабок на скамейке у подъезда. Да и, помнится, студентами мы тоже всё хаяли, не находя привлекательными ни образование, ни Родину, ни друг друга. Такое впечатление, что осудительные мысли кажутся нам умнее одобрительных.
Между тем, осуждение и критика бессильны перед решением технических задач. Например, расчет прочности перекрытий моста, или подъемной силы крыла, или раскроя ткани на брюки -- не нуждаются в критических суждениях. Вот и в школе решение алгебраических уравнений не требовало от нас справедливости и критики. То есть, мы должны предположить, и это наверняка так, что у нас есть по меньшей мере два ума: технический и этический. Видимо, ваш вопрос касается именно ума этического. Что ж, тут вы попали в болевую точку. Этический ум только тем и занимается, что ставит оценки.
Если снова вспомнить Е. Онегина, то придется признать: русский менталитет, по крайней мере в среде онегиных, не изменился. Онегины по-прежнему брезгливы, холодны, недовольны, и, посетив балет, всех балерин списывают в утиль. На что ни упадет онегинский взгляд — всё плохо. Кругом дрянь и свинцовые мерзости русской жизни. Но это уже Горький. Наше мышление болезненно критично, и на мой взгляд, это надо исправить хотя бы потому, что такой ум порождает сплин и желание напиться.
Откуда эта надменная критичность? Опять же, моя личная догадка, связано это с классовой разорванностью. Одни слишком умны, другие недостаточно глупы, чтобы их не замечать. Видите ли, образование почти всегда сопровождается гордыней. Второклассник презирает первоклашку, второкурсник — первокурсника. Как говорил Жванецкий: "Чего хочется, забравшись наверх? Плюнуть вниз". Впрочем, я сам не очень-то доверяю этой мысли...
иван ивановМудрец (12275)
1 день назад
Негативизм в русской культуре вызван ее искусственностью, ложностью истории. Это подсознательное отрицание навязанной идеи цивилизации представительной демократии, цивилизации городов, таких понятий как закон или мораль. Эталоны логики - ума у нас противоречат унаследованным ритмам гормональной стимуляции образного восприятия, эмоциональной картины реальности. Непокорные мы именно в том смысле, что даже в цепях разума не абсолютизируем то что видим, не доверяем уму и способны на парадоксальную мотивацию, активность, способны на немыслимое.
Влад Сергеев
Гений
(82368)
1 день назад
Ум оценивает «ничего» (пустое место) – создаёт (рисует в своём воображении) что-то (какой-то мираж, галлюцинацию). "Очей очарованье".
Ум критикует (созданное им самим) что-то – разрушает это что-то до исходного «ничего». Мираж рассеивается - наступает горькое разочарование.
Ум так тешится, развлекается – создаёт (оценкой) и разрушает (критикой), очаровывается и разочаровывается.
Оценка – набивание цены (ценности) святому пустому месту. Критика – обесценивание всех (без исключения) набитых ценностей.
При этом оценка и критика – две стороны одной медали, два сапога – пара. Одно без другого невозможно, немыслимо. Оценка и критика, по сути, одно и то же. "За одну битую ценность, две набитые ценности дают". Ценности размножаются в геометрической прогрессии.
Пока ум включен, «святое место пусто не бывает». Как только ум выключается, так сразу в человеке появляется должное уважение к святому месту - он становится стопроцентным ангелом, счастливо пребывающим на Небе. С включением ума (с критикой и оценкой святого места) этот ангел падает с Неба на Землю – становится дьяволом, оскверняющим (оценкой и критикой) пустоту святого места.
Таким образом, критика и оценка - равно ум. Всё горе (критика и оценка) – от ума. Например, в любви у человека сносит крышу - он теряет способность к критике и оценке, принимает всё ("первого встречного") как "дар божий" (божью благодать). Но любовь проходит, и он приходит к заключению: "любовь зла - полюбишь и козла".