Анализ стихотворения "Песня пахаря" автор: Кольцов
1.Название стиха и автор.
2.Какие картины возникли при чтении?
3.Каким настроением проникнут стих?
4. Тема(о чём?)
5.Жанр(форма): лирическое, стихотворение, элигия, баллада, ода, сонет, стансы, послание.
6.Средства художественной и их роль. Тропы(метафора, гипербола, эпитет, сравнение, олицетворение, литота, элергола, метонимия, ирония)
7.Лексика(высокая, разговорная, нейтральная, экспрессивно-окрашеная)
8.Идея. Основная мысль, авторская позиция(для чего было написано этот стих?)
9.Как раскрывается лирический герой в стихе?
10.Что открыло это стихотворение вам, как изменились ваши представления о мире автора?
Анализ стихотворения "Песня пахаря" Алексея Кольцова
1. Название стиха и автор
Стихотворение называется "Песня пахаря", автором является Алексей Васильевич Кольцов.
2. Какие картины возникли при чтении?
При чтении стихотворения перед глазами возникают образы крестьянской жизни, поля, труда пахаря. Мы видим бескрайнее поле, тяжёлую работу крестьянина, который пашет землю под палящим солнцем. Картина проста, но в то же время величественна: природа, труд, жизнь.
3. Каким настроением проникнут стих?
Стихотворение проникнуто спокойствием и умиротворением. Несмотря на тяжесть труда, лирический герой находит радость и удовлетворение в своей работе. Он чувствует единство с природой, с землей, которую обрабатывает.
4. Тема (о чём?)
Основная тема стихотворения — крестьянский труд, связь человека с природой, гармония труда и жизни. Лирический герой воспевает свою работу, которая приносит ему радость и удовлетворение.
5. Жанр (форма)
Жанровая форма стихотворения — лирическая песня. Это произведение, в котором сочетаются элементы народной песни и авторского творчества. Стихотворение имеет простую структуру, ритмичность и напевность, характерные для народных песен.
6. Средства художественной выразительности и их роль
Кольцов использует различные тропы для создания ярких образов и передачи настроения:
- Метафоры: "Зной палит огнём", "земля моя родимая".
- Эпитеты: "поле широкое", "солнце жаркое".
- Сравнения: "как море широко", "труд мой веселый".
- Олицетворения: "Земля-матушка".
Эти средства помогают создать живые, яркие образы, передать чувства и настроение лирического героя.
7. Лексика
Лексика стихотворения нейтральная, простая, близкая к народному языку. Автор использует простые, понятные слова, чтобы передать искренность и непосредственность чувств лирического героя.
8. Идея. Основная мысль, авторская позиция
Основная идея стихотворения заключается в том, что труд, особенно связанный с землей, приносит человеку радость и удовлетворение. Авторская позиция выражается в уважительном отношении к труду, в признании его важности и ценности.
9. Как раскрывается лирический герой в стихе?
Лирический герой — простой крестьянин, который любит свою работу, свою землю. Он находит радость и смысл в своем труде, ощущает единство с природой. Герой полон сил и энергии, несмотря на тяжесть работы.
10. Что открыло это стихотворение вам, как изменились ваши представления о мире автора?
Это стихотворение открывает нам мир простого человека, живущего в гармонии с природой и своим трудом. Оно помогает лучше понять ценности и мировоззрение крестьянской Руси, почувствовать уважение к тяжелому труду земледельцев. После прочтения этого стихотворения мы начинаем иначе смотреть на простоту и красоту повседневной жизни, на важность связи с землей и природой.