Ольга Пономарева
Знаток
(368)
15 лет назад
А. СОКОЛОВ
Художественный образ
в лирике Лермонтова
*
Внимание исследователей, изучавших лирику Лермонтова, привлекали разные ее стороны: круг идей и настроений, нашедших выражение в глубоко эмоциональной лермонтовской поэзии; яркие, неповторимые образы, в которых поэт воплотил свои волнения и стремления; своеобразные лирические жанры, закрепившие тот перелом в развитии русской лирики, который произошел в пушкинскую эпоху; речевой стиль, творчески сочетавший различные традиции и приведший к оригинальному сочетанию романтизма и реализма. Естественно, что во всех этих случаях исследователи имели дело с понятием художественного образа. Однако при этом как-то оставался в стороне вопрос о природе и специфике художественного образа в лирике. Употреблялись и употребляются понятия образа лирического, субъективного, эмоционального, экспрессивного, но ни соотношение этих понятий, ни отличие данной категории образов от образов эпических и драматургических не раскрывались с необходимой ясностъю. То же приходится сказать и о понятии лирического героя в его соотношении с понятием лирического образа автора.
А между тем для успешного решения вопросов о композиционных и жанровых формах лермонтовской лирики, о ее художественном методе и стиле, о ее эволюции и историческом месте необходима ясность в вопросе о специфике лирического образа, о его разновидностях. Так, очевидно, композиционное своеобразие лирических произведений Лермонтова по сравнению с его поэмами и драмами определяется прежде всего особенностями лирического образа как «архитектонического» начала. Такова, например, определяемая движением мыслей и чувств лирического я композиция большого медитативного монолога «1831-го июня 11 дня» , который не стал поэмой, даже «лирической» , несмотря на свои большие размеры (256 стихов) , превышающие объем поэм «Каллы» и «Беглец» (в обеих поэмах по 152 стиха) . Важный историко-литературный вопрос о жанровых формах лирики Лермонтова требует определения разновидностей лирического образа. Так, в центре стихотворения «Памяти А. И. Одоевского» находится лирический портрет ссыльного поэта-декабриста, а в стихотворении «Спеша на север из далека» основное место занимает образ автора, возвращающегося из ссылки, и этим определяется жанровое различие обоих произведений. Своеобразие лирического образа в его разновидностях нельзя не учитывать и при анализе речевого стиля лирики.
Особенно большое значение вопрос о природе и разновидностях лирического образа приобретает в связи с проблемой художественного метода лермонтовской лирики. Общепризнано, что юношеская лирика Лермонтова (1828—1832), как и другие жанры его творчества той же поры, романтична. Лирика второго периода (1836—1841) обнаруживает заметную эволюцию по сравнению с ранней поэзией.. . Состоит ли эта эволюция лермонтовской лирики в переходе от романтизма к реализму, или эта эволюция происходит в пределах романтического метода? К лирике неприложимы без учета ее родовых особенностей общие критерии реализма, определенные известной формулой Энгельса о «правдивости воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах» 1. Как это требование преломляется в отношении лирического образа?
Все это выдвигает перед исследователем лирики Лермонтова ряд связанных между собою вопросов. Можно ли считать равнозначными понятия лирический образ и образ в лирике или же второе понятие шире первого, и в лирике могут создаваться не только лирические образы, например — эпические? Можно ли уравнять понятия лирического и субъективного образа, или субъективный образ возможен и вне лирики, а лирический образ может быть лишен субъективности? Всякий ли образ в лирике носит экспрессивный характер, или же эта особенность художественного образа не связана с его родовой принадлежностью, и не все лирические образы являются экспрессивными? Всегда ли нужно в лирическом произведении искать лирического героя, или выражаемые лириком мысли и чувства могут принадлежать непосредственно поэту? Можно ли, например,
"Мне грустно, потому что я тебя люблю ..."
Или дайте ссылку, где это можно найти ...