


Разве русская инквизиция ни в чём не уступала западной?
Смертной казнью карался переход православных в “бусурманскую” веру, закон требовал и обращённого и того, кто этому способствовал “жечь огнём без всякого милосердия”.
После церковной реформы 1653-56 годов началось гонение на старообрядцев и «книжная гарь», когда жгли древние книги и рукописи, а зачастую и людей.
Указом 1685 г. при царевне Софье было предписано, по тюремном заточении "жечь в срубе за хулу на церковь и за возвращение в раскол после покаяния, казнить смертью за крещение православных и ссылать тайных раскольников-укрывателей".
Наказания в XVIII веке
Казнь применялась ко всем лицам от семи лет от роду, правда людей забивали шпицтрутенами.
При Петре I, когда действовала специальная "духовная инквизиция", посылавшая целые воинские команды на облавы сектантов, скрывавшихся в своих скитах по лесам и болотам; у пойманных вырывали ноздри. Затем их или жгли, или посылали в монастырские тюрьмы, или отправляли на каторгу.
В 1738 году был сожжен "флотокапитан лейтенант Возницын за отпадение от христианской веры и жид Ворох, за превращение оного капитана в жидовский закон". Рядовой Потанин угодил в тюрьму "за заблуждение в понятии св. Писания". Многие ссылались "за Объявление нелепостей", "за нелепые предсказания", "за крещение двуперстно, за рассказы из нелепостей от религиозного изуверства".
Крестьянин Вятской г. Семен Шубин "за богохульные слова на св. дары и церковь" просидел в монастырской тюрьме 63 года, учитель Воскресенский "за дерзкие и богохульные слова был заключен на всю жизнь".
Монастырским заключением каралось и оскорбление святыни, когда оно выражалось не только в словах, но и в действиях. В этих случаях "виновные" наказывались заточением в тюрьме даже тогда, когда все обстоятельства дела доказывали их невменяемость. Так, "неслужащий дворянин Мандрыка", живши в своем имении в селе Чепчугах Казанской губ., за оскорбление святыни был подвергнут одиночному заключению в Соловках, хотя был явно ненормален.
Уже в начале XX века, когда, казалось бы, времена инквизиции миновали, в Соловецкой тюрьме сидели ссыльные монахи
Уступала в масштабах. Все таки контролировать народ на наших просторах гораздо сложнее, чем в скученой Европе

.
Это была православная инквизиция в России.
В дореволюционной исторической литературе высказывалась, правда очень робко, мысль, что православная церковь, так же как и католическая, использовала инквизиционные методы расправы с теми, кто выступал против религиозной идеологии и феодального гнета, и имела для этого особый аппарат. Историки считали, что начало инквизиции в восточной церкви было положено еще во времена императора Феодосия в Константинополе (IV в. н. э.). Они доказывали также, что инквизиция существовала не только в древней Руси, но и в начале XVIII в., при Петре I. "Петр I, — писал один историк в журнале "Русский вестник" в 1891 г., — создал у нас инквизицию и инквизиторов, и нет возможности отрицать, что все гражданское и церковное управление при нем и долгое время после него было проникнуто инквизиционным настроением". Церковные власти возражали против попыток разоблачить инквизиционный характер деятельности православной церкви. Видные церковные историки по поручению Синода выступали в печати с опровержением таких попыток. Они утверждали, что православная церковь в России не знала инквизиции и что у нее не было такого аппарата, каким располагала католическая церковь.
Но в годы реакции, наступившей после разгрома революции 1905 г., дальнейшее разоблачение инквизиционной деятельности православной церкви было невозможно; ее интересы надежно защищал весь административный и полицейский аппарат самодержавия.
Возникновение инквизиции как особого учреждения относится историками обычно к началу XIII в., когда преследование еретиков было возложено на монахов доминиканского ордена. Но и до этого католическая церковь огнем и мечом расправлялась с участниками народных антифеодальных движений, имевших религиозную оболочку. Католическая церковь боролась против прогрессивной общественной мысли, против развития просвещения и науки.
Католическая церковь была одним из самых могущественных феодалов. Она сосредоточила в своих руках огромную экономическую и политическую силу.
Православная церковь также была крупнейшим феодалом в России. Ей принадлежало свыше миллиона крестьян, которых она угнетала с исключительной жестокостью, используя для этого хорошо налаженный аппарат принуждения.
Хотя православная церковь не располагала таким инквизиционным аппаратом, какой имела католическая церковь, но в борьбе с ересями, прикрывавшими, как и на Западе, движение против феодального гнета, она применяла настоящие инквизиционные методы расправы — розыск и допрос под пытками и другие способы "познания истины". Она вела часто весь судебный процесс, добиваясь угодного ей приговора и наказания. Православная церковь посылала на костры еретиков и ослушников собственной властью, светская же власть была лишь исполнительницей ее требований и приговоров. Один из основателей православной инквизиции Иосиф Волоцкий провозгласил, что царь, не желавший бороться против ересей, не слуга божий, а дьявол.
Свою инквизиторскую деятельность православная церковь осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальными органами, созданными для расследования дел против религии и церкви - Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольнической и Новокрещенской конторами и др.
В России никогда не было инквизиция, а в Западной Европе были. Православие - самая сильная, добрая и живая вера, чем католичество.
В России не было инквизиции - там просто жестоко карали, обычно без суда и следствия, порой просто по навету. "Классическая" европейская инквизиция действовала не так. Там еретика или вероотступника поначалу уговаривали отречься от ереси и вернуться к истинной вере. Если он упорствовал - к "воспитательной процедуре" подключался палач, который устраивал еретику экскурсию по камере пыток, где ему показывал дыбу, испанский сапог, набор плетей, клещи и т.п. Обычно после этого еретик спешил покаяться и вернуться к истинной вере - этот процесс, как правило, делали публичным. А если еретик продолжал упорствовать, или раскаявшись, продолжал тайно исповедовать ересь - вот тогда его заключали в тюрьму, подвергали пыткам и т.д., вплоть до костра или виселицы. Европейские инквизиторы обычно очень тщательно соблюдали предписанную процедуру - следствие и вынесение приговора порой затягивалось на годы...