Наверное, многие, впервые услышав о том, что воплощения Вишну порой приносят поклонение Шиве, задаются вопросом: «Как же так? Почему аватар не поклоняется самому себе, ведь Вишну и Шива — это разные аспекты одного Абсолюта?» Или, к примеру, отчего Сита (которая сама традиционно отождествляется с Лакшми) молилась Парвати, а не Лакшми. Ну давайте разберёмся во всём по порядку.
Стоит начать с того, что Единство Вишну и Шивы — множество форм, но одна Божественная Сущность. В ведической и пуранической литературе мы нередко находим идею, что в высшей реальности границы между божественными ипостасями стираются.
Известна строка из Шива-Пураны (хотя в разных переводах формулировка может отличаться):
Вишну есть тем, кем является Шива, а Шива есть тем, кем является Вишну; не существует различия между ними, подобно тому как вода в реке и вода в океане сущностно едины.
Да, то есть смысл этой цитаты в том, что любые воплощения, имена и формы — это лишь проявления единого Божественного начала. На человеческом же уровне (в повествованиях «лилы», то есть божественной игры) Вишну, Шива, Брахма и другие боги могут взаимодействовать так, будто они отдельные личности со своими характерами. Именно из «лилы» возникает сюжет, когда Рама (аватар Вишну) устанавливает шива-лингам (например, в Рамешвараме), и этим показывает поклонение Господу Шиве.
Почему аватар не поклоняется себе? Отчасти это вопрос этикета в мифе и проявление величайшей смиренности. Когда божество рождается как человек (или принимает земную форму), оно действует в соответствии с идеальными добродетелями. Господь Рама, о котором рассказывает «Рамаяна» Вальмики, считается примером дхармы и царского долга. Он являет миру, как вести праведную жизнь. И в этот список добродетелей входит почитание других богов. Здесь нет противоречия, потому что божественные проявления предпочитают демонстрировать взаимоуважение: так, Шива может восхвалять Вишну; Вишну, в облике Кришны или Рамы, может с глубоким почтением обратиться к Шиве. С точки зрения теологии, это ясное послание: все аспекты Бога равны в высшем смысле, но на земле воплощённому божеству, живущему «качествами человека», подобает быть образцом смирения и почтения ко всем формам Абсолюта.
Далее, про Ситу и Парвати. Это женский аспект божественного благословения. Но почему Сита обращается не к Лакшми, а к Парвати (Гаури)? Важно понимать, что Сита действительно традиционно воспринимается как земное воплощение богини Лакшми. Но в повествовании «Рамаяны» (особенно в народных пересказах и нескольких пуранических упоминаниях) есть место, где Сита с молитвой обращается к Гаури (одно из имён богини Парвати). Чаще всего это объясняется тем, что Парвати олицетворяет для женщин-героинь в эпосах удачу в супружестве, покровительство семье и женским добродетелям. Сита, находящаяся в человеческом облике, пребывает в роли преданной супруги, которая ищет защиты и благословения именно у богини семейного счастья — Парвати-Гаури. И здесь, опять же, нет жёсткого разделения «она ведь сама Лакшми, почему не молится самой себе?». В логике индуистской мифологии для исполнения каждой конкретной земной цели (будь то брак, защита от бед, обретение мудрости) выбирается то или иное божество-покровитель. Аватар, являясь земной личностью, соблюдает традиции и ритуалы своего времени.
Из всего этого видно: мифы формируют для верующих систему отношений «божество-божество» и «божество-человек», где царит уважение и сотрудничество. Даже если речь идёт о разных аспектах одного и того же Всевышнего, в земных играх они поступают так, как подобает идеальному существу.
KRONUSМастер (1184)
1 месяц назад
Обратите внимание, как часто в мифологии нам встречается цифра 3. Это три столпа Бытия, из чего произошло всё, такие троицы очень распространены.
Это принцип Тримурти, то есть трёхчастной природы Божества или Парабрахмана. такой же как, например, Зевс/Посейдон/Аид, Эа/Энлиль/Энки, Осирис/Исида/Гор, Деметра/Гестия/Гера. Всё это соответствия Сил друг другу, на разных слоях Жизни/Космоса. Позже это заимствовали авраамические доктрины, например, Христианство, где это представлено Святой Троицей Отец/Сын/Святой Дух.
В скандинавской мифологии это рассматривалось на уровне миров Иггдрасиля: Асгард (горный/высший), Мидгард (водный/людской), Хельхейм (материальный/подземный).
Это не буквально и отражает суть человеческой эссенции (карта души), в частности, как и баланс космических сил.