Top.Mail.Ru
Ответы

Литература 8 класс можете дать краткий ответ

Тема сочинение : прав ли Солженицын называю отнюдь не идеальную Матрону праведницей

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
2мес

Праведность в Неидеальном: Прав ли Солженицын, Называя Матрену Праведницей?

Александр Солженицын в своем рассказе «Матренин двор» завершает повествование мощным утверждением: главная героиня, Матрена Васильевна Григорьева, есть «тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». На первый взгляд, это заявление может показаться парадоксальным. Матрена далека от канонического образа святой: ее изба не убрана, она не слишком умелая хозяйка, суеверна, бедна и, по меркам прагматичного мира, наивна и непрактична. Так прав ли Солженицын, присваивая ей столь высокий нравственный статус? Безусловно, прав, поскольку его понимание праведности выходит за рамки внешней безупречности и обращается к глубинной сути человеческой души, к ее нравственному ядру.

Солженицын сознательно рисует Матрену «отнюдь не идеальной» по общепринятым меркам. Рассказчик отмечает ее неумение готовить («Не умемши, не варёмши — как утрафишь?»), беспорядок в избе («Только у нее не так уборно, в запущи она живет»), бедность и отсутствие погони за материальными благами («Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни»). Она подвержена суевериям, смешивая христианские обряды с языческими представлениями. Ее жизнь полна тяжелого труда, болезней и потерь. С точки зрения соседей и даже родственников, она «глупая», раз помогает другим «бесплатно», не умеет скопить «имущества к смерти». Эти «недостатки» делают образ Матрены живым, земным, лишенным глянцевой святости.

Однако именно на фоне этих бытовых несовершенств ярче проступают истинные качества, которые Солженицын вкладывает в понятие «праведник». Праведность Матрены — это не внешняя благочинность, а внутренняя чистота, нравственная цельность и глубокая человечность.

Во-первых, Матрена абсолютно бескорыстна и добра. Она откликается на любую просьбу о помощи, будь то работа в колхозе (за «палочки» трудодней), помощь соседке с копанием картошки или участие в общей пахоте огородов. Она делает это не из выгоды, а по доброте душевной, не ожидая и часто не получая ничего взамен. Ее «лучезарная улыбка», ее искреннее участие («Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!») свидетельствуют о чистоте ее побуждений.

Во-вторых, Матрена лишена зависти, злобы и жадности — пороков, разъедающих души окружающих ее людей. Она не осуждает, не сплетничает. Даже рассказывая о своей трагической любви и предательстве Фаддея, она делает это без злобы, с тихой печалью. Контраст между ее простотой и сердечностью и хищнической жадностью Фаддея, расчетливостью сестер, эксплуататорской сущностью колхозной системы и советской бюрократии огромен. Именно это противопоставление подчеркивает нравственную высоту Матрены. Она живет «в ладах с совестью своей», и это делает ее лицо «хорошим».

В-третьих, Матрена сохраняет внутреннюю гармонию и достоинство, несмотря на все тяготы. Она находит утешение и возвращает «доброе расположение духа» в труде, в общении с природой (сбор торфа, ягод, сена). Ее реакция на музыку Глинки («А вот это — по-нашему...») говорит о глубине и подлинности ее души, не замутненной фальшью. Она не жалуется на судьбу, хотя жизнь ее полна страданий.

Аватар пользователя
Мастер
2мес

Прав, так как она праведница

Аватар пользователя
Знаток
2мес

Да, потому что я так решил