Selena
Высший разум
(194134)
2 дня назад
Иван Бунин. Ландыш
В голых рощах веял холод...
Ты светился меж сухих.
Мертвых листьев... Я был молод,
Я слагал свой первый стих —
И навек сроднился с чистой
Молодой моей душой
Влажно-свежий, водянистый,
Кисловатый запах твой!
Константин Бальмонт
Что лиц милей, ушедших без возврата?
Мы были вместе. Память их жива.
Я помню каждый взгляд и все слова.
Они слышней громового раската.
Как запахом – раздавленная мята
Сильней, чем вся окрестная трава,
Так слышен некий голос божества
В том, что любил, в твоем, что смертью смято.
Насмешкой был бы мир, все было б зря,
Когда бы жизнь сменялась пустотою.
Не на песке мою часовню строю, –
О правде воскресенья говоря.
И год, скруглившись, слушает со мною,
Как звонок светлый воздух сентября.
Валерий Брюсов. Воспоминания о малюточке Коре
Умереть, умереть, умереть!
На таинственном фоне картины
Вырезается ярко мечеть,
Издалека кричат муэдзины,
Грохот города слышен вдали...
О заветные звуки земли!
Озарен, весь в звездах небосвод,
Кипарисные купы поникли.
Красный Марс между веток плывет
На последнем своем эпицикле.
Холодеет скамья, словно гроб.
Знаю, знаю свой злой гороскоп!
Ты ко мне прибежишь, проскользнешь,
Вся дрожа, с беглой молнией взора.
И опять всю жестокую ложь
Прошепчу тебе, бедная Кора!
Мы сомкнем упоенно уста...
Но мне все предрасскажет мечта!
Темный сад напоен, опьянен
Знойным запахом роз и жасмина.
Жизнь прекрасна, как сказка, как сон,
Как певучий призыв муэдзина.
Но как страшно вперед посмотреть!
Умереть, умереть, умереть!
Александр Блок
Болотистым, пустынным лугом
Летим. Одни.
Вон, точно карты, полукругом
Расходятся огни.
Гадай, дитя, по картам ночи,
Где твой маяк...
Еще смелей нам хлынет в очи
Неотвратимый мрак.
Он морем ночью замкнут – дальный
Простор лугов!
И запах горький и печальный
Туманов и духов,
И кольца сквозь перчатки тонкой,
И строгий вид,
И это над пустыней звонкой
От цоканья копыт –
Все говорит о беспредельном.
Все хочет нам помочь,
Как этот мир, лететь бесцельно
В сияющую ночь!
Николай Гумилев. Леопард
Колдовством и ворожбою
В тишине глухих ночей
Леопард, убитый мною,
Занят в комнате моей.
Люди входят и уходят,
Позже всех уходит та,
Для которой в жилах бродит
Золотая темнота.
Поздно. Мыши засвистели,
Глухо крякнул домовой,
И мурлычет у постели
Леопард, убитый мной.
«По ущельям Добробрана
Сизый плавает туман,
Солнце, красное, как рана,
Озарило Добробран.
Запах меда и вервены
Ветер гонит на восток,
И ревут, ревут гиены,
Зарывая нос в песок.
Владимир Пяст. Восход
В этой тени полусветлой ветер не может родиться.
Разноголосые птицы небо в созвучье сложили.
Лай. Петушиные крики. Около нивы лосица.
Спелая рожь колосится. Зелень как в саване пыли.
Смутным, далеким дыханьем звуки и запахи чуешь.
На небе взором кочуешь, – там где лучей полыханьем
Порвана ночи завеса, – там где несчетные краски
Сыплют свободные ласки солнечных брызг из-за леса.
Генералиссимус Иосиф Сталин
Мудрец
(18452)
2 дня назад
Эти строки принадлежат **Игорю Северянину** (стихотворение **«Запевка»**), и в них описывается **запах сирени**.
### **Тема запахов и звуков в поэзии Серебряного века**
В поэзии Серебряного века образы запахов и звуков часто передают мимолётность впечатлений, эмоциональные переживания и связь с природой.
#### **1. Игорь Северянин**
> *«И навек сроднился с чистой*
> *Молодой моей душой*
> *Влажно-свежий, водянистый,*
> *Кисловатый запах твой!»*
— Здесь **запах сирени** становится символом юности и чистоты.
#### **2. Константин Бальмонт** (импрессионистская лирика)
> *«Ветерок, пахнущий мятой,*
> *Пахнет чистым серебром…»*
— В стихах Бальмонта запахи (**мята, серебро**) создают ощущение свежести и лёгкости.
#### **3. Анна Ахматова** (акмеистическая образность)
> *«И стайкою, наискосок,*
> *Уходят запахи и звуки…»* (**«Вечерние часы перед столом…»**)
— Здесь **ускользающие запахи и звуки** передают мимолётность мгновения.
### **Вывод**
В Серебряном веке запахи и звуки часто становятся **символами преходящести бытия**, но при этом глубоко эмоционально окрашены. У Северянина — это ностальгия по юности, у Бальмонта — природная свежесть, у Ахматовой — хрупкость момента.
Нужны ли ещё примеры или анализ? ?
Тема: «И стайкою, наискосок, уходят запахи и звуки…» в поэтическом наследии Серебряного века (2–3 примера)