Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Русский язык. О фонетике. (вопрос внутри)

Мурзилка Кошкин Мыслитель (8309), закрыт 15 лет назад
Дополнен 15 лет назад
Многие учебники (по крайней мере, начальной школы) содержат парадоксальное утверждение, что слова говорятся не так, как пишутся. С этой целью детям даётся транскрипция, типа [йаблоко], [заец], и т.п., которую дети переписывают, и тем самым запоминают.

Моё сформировавшееся мнение (имхо = имею мнение, хрен оспоришь) заключается в том, что эта методика вредительская, т.к. приводит к механическому запоминанию ошибочного написания. Отсюда и происходят медвед, кросавчег, и пр. олбанский язык.

Кроме того, говорить [карова], [дрост], [трут] может только человек с невнятной дикцией. Правильно поставленная речь будет звучать как корова, дрозд, труд и т.д. Как ни прислушиваюсь, никакого [а] в 1м слоге коровы услышать не могу, хоть учительница на голубом глазу убеждает меня в обратном. И труд говорю с конечным д. [Масква] – тоже примерчик той же «грамотности».

Услышать от учителей, и прочитать от законодателей мод я смог только туманное утверждение, что «так надо, чтобы ребёнок научился писать грамотно». Дык почему же? По-моему, так ребёнок может научиться только ошибкам.

(Я сейчас говорю конкретно о начальной школе, когда у ребёнка ещё не выработалось грамотное письмо. Может быть фонетический анализ + транскрипция полезны в старших классах, я этого не знаю, и об этом не говорю).

И вот, наконец, вопрос: может ли кто-нибудь внятно объяснить, каким именно образом эта метода научит 7 – 9 летнего ребёнка грамотному письму?
Лучший ответ
Наталья Ромодина Просветленный (44832) 15 лет назад
Вообще-то детей 7-9 лет и младше учат именно звуковому анализу слов, когда ребёнок учится разбирать звуковой состав слова и отличать его от письменного облика.
Человек, владеющий литературной нормой, произносит безударное О так же, как безударное А. Да, Вы правы, безударное О например, в словах "корова", "молоток", "слабость", отличается от ударного А в слове "мак". Более того, О в первом предударном ("Москва") отличается от О в других безударных слогах. Но если сравнивать звуки на месте букв О и А в одинаковой позиции, они ничем не отличаются: "палатка" и "лопатка" - одинаковые звуки.
Также человек, владеющий лит. нормой русского языка, всегда оглушает конечные звонкие шумные согласные (б, в, г, д, ж, з) .
Прут - пруд, трут - труд - мы произносим одинаково. Звонкий согласный в конце слова встречается только в диалектах, которые, кстати, уже разрушаются, даже самые пожилые носители уже не всегда последовательно соблюдают эту особенность. В любом даже выдуманном слове будет оглушение на конце. Мой сын, сочиняя стихи, придумал слово "жичат" и срифмовал его со словом "Чад": "На озере Чад таинственный ходит жичат".

Звуковому анализу детей учат именно для того, чтобы они поняли, что правильно передать звучащую речь на письме - это вовсе не значит писать, как слышишь. Но для такой передачи есть определённые правила.
Наталья РомодинаПросветленный (44832) 15 лет назад
Не ожидала я от Вас такого вопроса, Мурзилка Кошкин!
Мурзилка Кошкин Мыслитель (8309) Хэх! Отчего же!? Попробую привести ещё пару доводов: 1. А как же дикторы (когда была такая профессия на радио и телевидении)? Они говорили очень чётко, и в их речи всегда можно было различить, что говорят труд, а не трут. Чем не норма? Я согласен, что в корове первая гласная и вторая произносятся по-разному. Но и вторая с третьей тоже ведь по-разному. 2. А почему бы просто не обучать по принципу "это слово пишется потому, что так пишется"? Дети когда читают, когда пишут диктанты запоминают образцы. А потом, даже не зная правил, неосознанно их применяют по этим же образцам. А уже на более позднем этапе, когда накопится существенный словарный запас, можно выложить слова на стол, препарировать их, и вывести закономерности. То, что буквенная запись отличается от звуковой - это мы уже давно ухватили. Но знание того, что слово "Чад" произносится как "Чад" никак не приближает ребёнка к пониманию правильного написания. Всё равно надо смотреть на карту. В чём польза-то?
Мурзилка КошкинМыслитель (8309) 15 лет назад
Наверное, Вы имеете ввиду не литературную норму (как я думаю, это правописание), а произносительную. Правописание можно проверить по словарю, благо они, в основном, соответствуют друг другу. А где можно проверить произностельную норму? Для этого должны быть, видимо, "аудиословари"?
Галина Аванесова Высший разум (196653) Мурзика! ИМЕТЬ В ВИДУ!!!
Остальные ответы
Spathi Искусственный Интеллект (225000) 15 лет назад
"Олбанский" язык пошел не отсюда, его придумали как раз те, кто в старших классах.
А не слышите [a] в первом слоге коровы, потому что у вас акцент деревенской доярки.
Гульназ Набиуллина Знаток (369) 15 лет назад
Это методика в основе своей учит различать звуки. В фонетике это ещё не самое страшное, в старших классах ваш ребенок столкнеться с ещё боллее с непролазными дебрями нашего языка. Это один из способов познать правильно русский язык, ведь если мы начнем выговаривать слова с точностью в буквах, русский переквалифицируется в иной язык, если говорить ЗАЯЦ, КОРОВА, получится некое неравенство судя по диалектологии, неправильно расставляются акценты в словах. Не переживайте, ваш ребенок научиться различать отделы фонетики и грамматики.
Alexander AlenitsynВысший разум (760128) 15 лет назад
столкнется, научится - без мягкого знака!

Эта вопиющая ошибка встречается в 90% вопросов и ответов. В школе перестали учить - или это от языковой глухоты?
Галина Аванесова Высший разум (196653) Александр, когда я говорила об украденных на фонетику часах, я имела в виду именно это!
Галина АванесоваВысший разум (196653) 15 лет назад
Гульназ, для Вас русский - второй (так я полагаю) язык; вот при изучении русского как иностранного фонетика очень важна, однако исключительно зловредна для малышей, которые не умеют писать, но говорят грамотно.
Юльчик... Мастер (1759) 15 лет назад
Я вас абсолютно поддерживаю!!!! Мне тоже кажется, что не надо детям запудривать мозги!
Светлана Соколова Мастер (1417) 15 лет назад
Меня точно так же учили в школе гарамматике, и русский язык я знаю хорошо. Хорошо потому, что с пунктуацией иногда путаюсь.
Ирина Робертовна Махракова Высший разум (3921571) 15 лет назад
Я убеждена в том, что изучение фонетики в школьном курсе русского языка в начальных, а также в 5 и 6 классах В ТОМ ОБЪЕМЕ, который предусмотрен нынешними программами, – ПРЕСТУПЛЕНИЕ деятелей от образования перед собственным народом. Мы на самом деле пишем не так, как говорим, но написание, например, слова «дрозд» согласно орфографическим правилам, а потом его транскрибирование [дрост] ведет не к невнятной речи, а к БЕЗГРАМОТНОСТИ, потому что «РАСШАТЫВАЕТ» зрительную память учеников.

Когда я сама училась в школе и когда фонетика изучалась в минимальном объеме (органы речи; образование звуков; гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные; озвончение и оглушение согласных – безо всяких фонетических разборов слов) , люди были более грамотными. Пока училась в институте, в школы ввели расширенный курс фонетики: в 5 классе стали делать фонетический разбор слов. Так как зрительная память в этом возрасте у многих детей недостаточно сформирована, началось РЕЗКОЕ ПАДЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ. А с тех пор как фонетику стали изучать в начальных классах, да еще и учить детей 1 – 4 классов производить фонетический разбор слов, ПОЛОЖЕНИЕ УХУДШИЛОСЬ В ДЕСЯТКИ РАЗ.

А ведь можно избежать этого – стоит только дать в начальных классах (и в 5-м – 6-м) лишь самые необходимые сведения о фонетике, а все, что связано с фонетическим разбором, перенести на более поздний период, например, в 10-й класс. Кроме того, следует увеличить количество часов, предусмотренных на изучение русского языка, до того объема, который был в советское время, так как именно этот объем оптимальный.
Жаль, что эта проблема никого в Министерстве образования не волнует.

Наверное, и появление так называемого «олбанского» языка – это своеобразная защитная реакция молодежи, у которой в силу определенных психологических особенностей, свойственных людям, и недальновидности тех, кто стоит у руля народного образования (не хочется думать, что это политика государства, направленная на оболванивание народа!) , не сформировались навыки грамотного письма.
Мурзилка КошкинМыслитель (8309) 15 лет назад
Ирина Робертовна,
Вы, помимо моего грустного вывода об опасности переписывания ребёнком транскрипции, подтверждаете ещё один, тоже неприятный вывод - о сокращении часов. Это очень скверно, конечно. (Впрочем, это другая тема, и относится она также и к математике).
Ирина Робертовна Махракова Высший разум (3921571) Мой опыт работы в школе показывает, что изучение фонетики (не вообще, а именно в начальных, а также в 5-6 классах) в объеме, предусмотренном современными программам, приносит вред, а польза от того, что дети начинают разбираться в звуковой оболочке слова, сводится к минимуму. А сокращение часов – очень больной вопрос. Понимаю и математиков, но, например, у нас, в Казахстане, где положение с русским языком во много крат лучше, чем в других бывших союзных республиках (и школ с русским языком обучения у нас больше, чем с казахским, и в вузах на русском языке учат, и документацию на двух языках ведут), часы русского языка в среднем и старшем звеньях сокращены почти вдвое: 5 класс – 3 часа в неделю (было 7), 6 класс – 3 часа (6), 7 класс – 2 (5), 8 класс – 2 (3) и только в 9, 10, 11 классах осталось прежнее количество: 2, 1, 1 соответственно. Итого: 14 к 25. Думаю, что такое сокращение математикам и не снилось. При этом объем изучаемого материала не уменьшился, а существенно увеличился.
Галина АванесоваВысший разум (196653) 15 лет назад
Миленькая Ирина Робертовна! Вы замечательно, ничего не упустив, осветили все аспекты проблемы. Я не видела Вашего ответа, пока писала свой. Я, говоря о "краже часов", говорила именно об украдывании грамотного письма. Но кажется, ни Вы, ни Наталья Ромодина, ни я не убедили Мурзилку...
Мурзилка Кошкин Мыслитель (8309) Неееее, как раз-таки Ирина Робертовна бьёт в самую суть моего вопроса. Существо вопроса заключается в оправданности обучения детей в началке фонетическому анализу и записи слов транскрипцией. Моё мнение - нет, не оправдано, и более того, даже опасно. Резюмируя все ответы (в т.ч. и твои, Галина :), я вижу, что в этом вопросе все так или иначе имеют примерно такое же мнение. (Дрозда покамест отпустим на волю, до лучших времён).
Валентина К Мудрец (11805) 15 лет назад
Здесь два вопроса. Надо ли изучать звуки в таком визуальном представлении и не ухудшает ли это детскую грамотность?
Нельзя ухудшить то, чего почти нет - я про грамотность. Грамотность рождается при систематическом чтении – я не вижу других путей. Собственно, она (грамотность) и нужна, чтобы некто прочитал то, что написано.
НЫНЕ ЭТОЙ ПРИВЫЧКИ НЕТ НЕ ТОЛЬКО У ДЕТЕЙ, НО И У МНОГИХ ВЗРОСЛЫХ.
Не могу согласиться с понятием «врожденной грамотности» - как может быть врожденным то, что подчиняется правилам, иногда и меняющимся? Скорее всего, это результат «запойного» чтения в детстве. Вернем привычку к чтению- придет грамотность, нет - пиши пропало.

Теперь о звуках. Изучать-то их надо, и различать тоже. Здесь мне легче обратиться к английскому. Как объяснить начинающим, что кроме 26 букв, им надо усвоить и 50 знаков транскрипции, еще и с другим написанием? Я привожу фразу, доставшуюся мне от моей учительницы: «Сегодня петербургский снег слегка горек» . Найдя общую согласную Г, мы выясняем, что во всех словах произносится она по-разному. Или нет? Но, безусловно, такие упражнения работают только для уже обученных, читай «начитанных» .

Рецепт один - надо, чтобы чтение опережало преподаваемый в школе материал!
Мурзилка КошкинМыслитель (8309) 15 лет назад
О "врождённой грамотности": я согласен, что она станет "врождённой" только после накопления немалого объёма знаний. Маугли-то навряд ли имел врождённую грамотность :).
Согласен, что ребёнок грамотно напишет фразу про снег НЕ руководствуясь правилами фонетического разбора, а ТОЛЬКО на основе своего знания, полученного из чтения.
Галина Аванесова Высший разум (196653) 15 лет назад
Ох, увидела, что Наташа Ромодина уже отвечала.. . А она такая, она ВСЁ ЗНАЕТ! Так я скорее нырь под вопрос, не глядя.. . А мне тоже есть что сказать!

Полагаю (глубоко убеждена) , что "фонетический анализ + транскрипция" не для средней школы; что их изучение а) негативно влияет на процесс усвоения "как пишется", б) ворует драгоценные учебные часы у "работы над ошибками" - единственной признаваемой мною методы получения и закрепления знаний.

Ошибись! - исправим! - правило расскажем!

Это, ИМХО, усвоение намертво.

А вот насчёт [карова] , [дрост] , [трут] , - тут я с Вами категорически не согласна. Я просто НЕ ВЕРЮ ВАМ, что в "корове" Вы окаете (доярка ни при чём, это Поволжье и ещё какой-то ареал; за справкой - к вышеупомянутой Наталье!) , а "дроЗД" и "труД" - это вообще обангличанивание звонких согласных в конце слова. Не говорит так ни один русский человек, где бы он ни жил! Вы просто сбя не слышите! (Вспомнила правило - одно из двух, вынесенных из студенческих лет: "с" в "дрозде" - в именительном - РЕ-ГРЕС-СИВ-НА-Я АС-СИ-МИ-ЛЯ-ЦИ-Я, глухое "т" на конце уподабливает себе предыдущую звонкую "з"!)

Олбанский происходит не отсюда, не из/из-за изучения в начальных классах средней общеобразовательной школы "фонетического анализа + транскрипции", но это - уже совсем другая история, дети...
Мурзилка КошкинМыслитель (8309) 15 лет назад
Ну ладно, с коровой я ещё могу кое-как согласиться (под давлением масс :))), ("но всё-таки она вертится") (с)

Но дрозд и труд - мои. Попробуйте произнести "труд" и "трут". Неужели получается одинаково? Никогда не поверю.
Галина Аванесова Высший разум (196653) Так, проводим эксперимент. Подходим к детям поочередно (да и жену можно подключить) с написанными на бумажке ТРУД и ДРОЗД. Навостряем на макушке ушки. Трое не сговорившихся "встречных" - УВЕРЕНА! - откроют Вам глаза! "Разуют", угу.
Галина FiL Ученик (181) 4 года назад
У дочери в 5 классе началось это, она категорически не понимает как это делать и я тоже . Я разрешила ей не изучать этот раздел русского языка от слова СОВСЕМ. Пусть двойки ставят, наплевать .
Похожие вопросы