


Каковы исторические корни колокольного звона?
Т. А. Агапкина "Славянская мифология. Энциклопедический словарь. 2-е изд."
олокольный Звон — в народных представлениях принадлежность культурного пространства. Поверья и обряды, относящиеся к КОЛОКОЛЬНОМУ ЗВОНУ, получили наибольшее развитие в славянских католических традициях, а также на западе украинско-белорусской территории.
В славянских заговорах отсутствие КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА, как и других звуков, принадлежащих человеку и его ближайшему окружению, указывает на сферу небытия: в частности, болезни “отсылают” в “тот мир”, где не поет петух, не звонит колокол и т. п. По польским поверьям, уж, оказавшийся в таком месте, где в течение семи лет не слышно человеческого голоса и колокольного звона, превращается в крылатого змея, чрезвычайно опасного для человека.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН показателен с точки зрения разграничения “чистого” и “нечистого” времени. Во всех славянских традициях известны поверья о том, что некоторые мифологические персонажи показываются на глаза людям и занимаются своей злокозненной деятельностью только после того, как отзвонит колокол. Специально это относится к периоду от Страстного четверга до Страстной субботы, когда колокола, в соответствии с церковным каноном, не звонят вообще. Молчание колоколов — это время их “говения” и “скорби” по поводу кончины и мучений Иисуса Христа. Чтобы нечистая сила не имела возможности торжествовать победу и творить зло, в этот период принято было заменять колокольный звон другими звуками — парни ходили по ночам по селу с колокольчиками и трещотками, старухи били ветками по церковному полу или скамьям в костеле (в Словении это называлось “идти на барабан”).
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН как нечто освященное свыше и в известном смысле являющее собой присутствие этой силы (ср. колокол — “глас Божий”), связывается в народных представлениях с истиной. В украинских заговорах-клятвах, произносимых накануне суда, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН сопоставляется с правдой: “як заговору, як в дзвин зазвоню... так щоб була правда моя”. По украинским поверьям, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН вынуждает раскаиваться клятвопреступника. Согласно сербскому верованию, если во время какого-нибудь разговора зазвонит колокол, то все сказанное в это время считается непреложной истиной. У восточных славян и поляков КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН останавливает вора, убегающего с места преступления, вынуждая его вернуться назад: вожжи, привязанные к церковному колоколу, заставляют конокрада оставить свою добычу или удавиться. На Подолье в случае какой - нибудь кражи принято было мазать язык церковного колокола чесноком и звонить в него, после чего вор терял всякую надежду остаться неузнанным.
Самоубийцам и людям, умершим скоропостижно без отпущения грехов и покаяния, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН заменял церковный обряд, ср. обыкновение хоронить таких покойников под КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН и собирать пожертвования на литье колоколов во спасение их душ.
Наряду с другими формами обрядового шума, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН использовался для разгона градовых туч, при приближении которых принято было звонить в колокола; иногда для этого даже устанавливали специальные колокола. Словенцы считали, что тот колокол, который раньше других зазвонит на Троицу, будет иметь большую силу воздействия на градоносные тучи. Полагали также, что КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА боится нечистая сила, насылающая тучи или управляющая ими (например, планетники). Звонили в колокола и при солнечном и лунном затмении, чтобы демонические существа, похищающие или пожирающие солнце и луну, оставили их.
В случае тяжелой агонии умирающему мог помочь КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН “по сход души”, который отгонял от него нечистых духов. КОЛОКОЛЬНОМУ ЗВОНУ приписывается колоссальная сила воздействия и на другие природные стихии. В русских заговорах, произносимых при отыскивании клада, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН (как и “глас Божий”) колеблет землю, обнажает хранящиеся в пей сокровища и поражает стерегущую их нечистую силу.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН ассоциируется, с одной стороны, с человеческим голосом, с другой — со слухом. В приметах и снотолкованиях КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН нередко предвещает получение известия. Чтобы хорошо петь, девушки пьют воду, которой предварительно омыли церковный колокол (ср. в гуцульском заговоре, произносимом при этом: «йик ти голосний, аби i я така голосна була»). Желающие исцелиться от глухоты, становятся на Пасху под большой колокол. На свадьбе во время венчания звонят в колокола, чтобы молодожены и их дети не страдали глухотой, и т. п.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН соотносится и со смертью. ср. обыкновение креститься при звуке церковного колокола, поминая умерших, и специально звонить в колокола на Пасху в память о них. Как угроза смерти воспринималось в народе обещание, данное живому человеку, “заплатить ему на позвонное”, т. е. дать в церковь деньги за поминальный перезвон по нему. К этой угрозе прибегали в случае различных житейских недоразумений, при неуплате долга, при ссорах и оскорблениях и т. п. Провожая из дома или из села нелюбимого всеми человека или нежеланного гостя, устраивали ему “позвонное”, т. е. имитировали КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН, стуча по горшкам и металлической посуде. Так поступали для того, чтобы он никогда назад не вернулся.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН обычно предвещал смерть. Если во время движения свадебного поезда раздастся КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН, это грозит смертью молодоженам или одному из них; увиденный во сне колокол предсказывает смерть одному из домочадцев; КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН, услышанный девушкой в Сочельник во время гаданий, предвещает ей смерть в течение года и т. п. Если человек услышит ночью, как звонит на колокольне упырь или “ходячий” покойник, он непременно умрет к утру. Видимо, с этой особенностью народного восприятия КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА и связаны изредка встречающиеся поверья о том, что сильный КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН препятствует роению пчел, цветению и колошению хлебов и т. п.
Как и другим видам звуков, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН приписывается медиативная функция. Полагают, в частности, что звуки колокола в один из весенних праздников могут разбудить предков и донести до них весть о наступлении праздника.