Что такое "ноумен"? когда появилось это понятие?
В философском словаре дается такое понятие: НОУМЕН (греч. noumenon) – объект мысли, разума, интеллигибельный предмет, напр. у неоплатоников. Согласно кантовской критике разума, ноумен относится только к сфере мысли, но не к объективной действительности. Это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной же стороны он ничто; ноумен – голая идея, которой не соответствует никакой предмет (негативный ноумен) . В практической философии (этике) Кант придает большое значение позитивному ноумену, которому присуще уже не эмпирическое созерцание, а созерцание иной формы, напр. нравственное. Противоположность ноумена – феномен.
В Большой Советской Энциклопедии: Ноумен (от греч. noúmenon —постигаемое) , термин, широко распространённый в философии средневековья и нового времени, обозначающий нечто умопостигаемое в противоположность феномену, данному в опыте и постигаемому чувствами.

История и предпосылки возникновения термина
Со времён античности философы выделяли умопостигаемые явления, получившие у Платона название ноуменов.

Обострение критики соответствия восприятия явлений окружающего мира их действительной сущности привело в эпоху классической философии (на рубеже XVIII—XIX веков) к развитию идеалистического мировоззрения, основоположником которого стал немецкий философ Иммануил Кант, который продолжил развитие этого термина.

Термин «вещь в себе» был введён им в одной из своих программных работ — «Критике чистого разума» . Кант считал, что вещь в себе не доступна познанию через опыт, а является чистой умопостигаемой категорией.
« …если уничтожить наши субъективные свойства, то окажется, что представляемый объект с качествами, приписываемыми ему в чувственном наглядном представлении, нигде не встречается, да и не может быть нигде найден, так как именно наши субъективные свойства определяют форму его как явления. »
Кроме того, в рамках трансцендентальной философии Канта, вещь в себе выступает как нечто трансцендентное — недоступное теоретическому познанию (абсолютные или предельно абстрактные понятия, такие как бог, свобода и т. д.) . Однако, вещь в себе является источником нашего чувственного, опытного познания.
С античных времён при Платоне появился этот философский термин НОУМЕН, означающий умопостигаемые явления и объекты.
НОУМЕН — философское понятие, которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н. , которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта, который использовал понятие Н. для обозначение сферы, выходящей за пределы чувственного опыта.