Уженок
Гений
(68366)
15 лет назад
«Заумь» не есть «заумная речь» . Это именно «заумь» , внеречевое сочетание членораздельных звуков органов человеческой речи.
Но с того момента, как некое заумное звукосочетание находит себе свою реальность, оно становится словом.
«Декларация заумного языка» Алексея Крученых, поэта-футуриста, который ввел в поэзию «заумь» , то есть абстрактный, беспредметный язык, очищенный от житейской грязи, утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями» .
А. КРУЧЕНЫХ
ДЕКЛАРАЦИЯ ЗАУМНОГО ЯЗЫКА
1. Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия) , но и личным (творец индивидуален) , и языком, не имеющим определенного значения (не застывшим) , заумным. Общий язык связывает, свободный позволяет выразиться полнее (пример: го оснег кайд и т. д.) .
2. Заумь - первоначальная (исторически и индивидуально) форма поэзии. Сперва - ритмически-музыкальное волнение, празвук (поэту надо бы записывать его, потому что при дальнейшей работе может позабыться) .
3. Заумная речь рождает заумный праобраз (и обратно) - неопределимый точно, например: бесформенные бука, Горго, Мормо; Туманная красавица Иллайяли; Авоська да Небоська и т. д.
4. К заумному языку прибегают:
a) когда художник дает образы еще не вполне определившиеся (в нем или вовне) ;
b) когда не хотят назвать предмет, а только намекнуть - заумная характеристика: он какой-то эдакий, у него четырехугольная душа, - здесь обычное слово в заумном значении. Сюда же относятся выдуманные имена и фамилии героев, названия народов, местностей, городов и проч. , например: Ойле Блеяна, Мамудя, Вудрас и Барыба, Свидригайлов, Карамазов, Чичиков и др. (но не аллегорические, как-то: Правдин, Глупышкин, - здесь ясна и определенна их значимость) ;
c) когда теряют рассудок (ненависть, ревность, буйство).. .
d) когда не нуждаются в нем - религиозный экстаз, мистика, любовь. (Глосса, восклицания, междометия, мурлыканья, припевы, детский лепет, ласкательные имена, прозвища, - подобная заумь имеется в изобилии у писателей всех направлений. )
5. Заумь пробуждает и дает свободу творческой фантазии, не оскорбляя ее ничем конкретным. От смысла слово сокращается, корчится, каменеет, заумь же дикая, пламенная, взрывная (дикий рай, огненные языки, пылающий уголь) .
6. Заумь - самое краткое искусство, как по длительности пути от восприятия к воспроизведению, так и по своей форме, например: Кубоа (Гамсун) , Хо-бо-ро и др.
7. Заумь - самое всеобщее искусство, хотя происхождение и первоначальный характер его могут быть национальными, например: Ура, Эван - эвое и др.
Заумные творения могут дать всемирный поэтический язык, рожденный органически, а не искусственно, как эсперанто.
1921
Крученых Алексей (Александр) Елисеевич - русский поэт, теоретик, литератор, основоположник концепции "заумной речи".
Родился в деревне Олевка Херсонской губернии в крестьянской семье, окончил Одесское художественное училище, работает преподавателем в гимназии, начинает печатать свои стихи в литературно-художественных изданиях.
Сближение Крученых с будетлянами относится к 1912 году, хотя его знакомство с Бурлюком произошло раньше. С 1912 года практически перестает заниматься живописью и целиком посвящает себя литературной деятельности. Инициирует издание первых литографических книг футуристов, основывает издательство "ЕУЫ", где в 1912 году выходят его первые книги "Игра в аду", "Старинная любовь" и "Мирсконца". В том же году совместно с Давидом Бурлюком, Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебников выпускает первый манифест русского футуризма "Пощечина общественному вкусу". В 1913-1914 годах выходят его книги "Взорваль" и "ТэЛиЛэ", а также статьи "Декларация слова как такового" (1913), "Помада" (1913) и "Новые пути слова" (1913) в которых Крученых излагает основные положения теории "Зауми".