Клиентарно-патронажные связи в системе государственного управления
Источник: Омельченко Н. А. Своевременные мысли или к вопросу превратностях государственной власти и культуре государственного управления в России // Вестник университета.
«...Существуют неопровержимые доказательства того, что современная российская правящая элита не пользуется доверием общества.
В Послании Федеральному собранию Президент страны признал низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу. По результатам опроса общественного среди проблем, отнесенных гражданами страны к наиболее важным, коррупция и бюрократизм заняли четвертую позицию (41%), а проблема инфляции и роста цен опередили данный показатель лишь на 20%, заняв первую позицию... Не меньший интерес представляет также тот факт, что сами госслужащие, как показал проведенный опрос... при ответе на вопрос «Чьи интересы сегодня реально защищают госслужащие?» подавляющим большинством ответили — «государства» (55%), на втором месте оказался ответ — «своего ведомства» (48%), и только на третьем — «граждан» (32%)...
В новейших исследованиях при анализе культуры государственного управления в России особое внимание обращается на фундаментальные особенности и исторические корни феномена русского чиновничества. Их предлагается искать в самом характере российской политики, которая, по мнению большинства современных авторов, по преимуществу строилась на основе клиентарно-патронажных отношений. Современные авторы выделяют различные типы патрон-клиентных связей в среде российской бюрократии:
1) родственный клиентелизм;
2) земляческий клиентелизм:
3) должностной клиентелизм.
Исследование клиентелизма в российской бюрократии, проведенное М. А. Афанасьевым при содействии Аналитического центра РАГС, показало, что важнейшей составляющей сегодняшнего административного процесса и России являются клиентарные связи (отношения личной преданности и покровительства), которые:
1) пронизывают практически весь аппарат;
2) оказывают решающее влияние на карьеру чиновника:
3) определяют путь разрешения конфликтов (большинство респондентов (45%) полагает наиболее целесообразным в конфликтной ситуации «договариваться с руководителем в индивидуальном порядке»);
4) воспринимаются большинством управленцев как нормальные, естественные условия аппаратной деятельности (35% опрошенных однозначно указали, что без таких связей аппарат не мог бы нормально работать, а еще 20%, что связи личной преданности и покровительства не являются нарушением нормы и не мешают функционированию аппарата)».
ВОПРОСЫ:
1. Согласны ли вы с позицией автора, что современная правящая политическая элита не пользуется доверием общества? Приведите собственные доказательства, подтверждающие или опровергающие данную точку зрения.
2. Считаете ли вы ли значимым явлением наличие клиентарных связей в современном государственном управлении? Какие из указанных 3-х типов связей встречаются сейчас?
3. Считаете ли вы наличие клиентарных связей однозначно положительным или отрицательным явлением? Позицию аргументировать, привести пример.