

Об архитектуре Японии
какое значение и происходжения имеют эти сооружения, располагающиеся возле местных храмов?

Тории (букв. «птичий насест» ) — ритуальные врата, устанавливаемые перед кумирнями или святилищами японской религии синто. Традиционно они представляют собой выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединённых поверху двумя перекладинами.
В настоящее время тории является одним из самых легкоузнаваемых символов Страны Восходящего Солнца.

Многие синтоистские кумирни имеют несколько тории, некоторые (святилище Фусими Инари в Киото) имеют тысячи. Считается, что человек, добившийся успеха, должен пожертвовать храму тории.
Происхождение Легенда гласит, что однажды Аматэрасу, богиня-солнце, рассердившись на своего брата Сусаноо, бога грома, за то, что тот по необузданности нрава разорил её рисовые поля, спряталась в пещере и завалила вход в неё огромным валуном. Весь мир тотчас погрузился во тьму. Перепуганные люди не знали что делать, ведь все они были обречены на гибель, если солнце не вернется озарять землю. Тогда, по совету одного мудреца, они возвели огромный птичий насест, на который посадили всех своих петухов. Когда птицы начали кукарекать, поднялся невообразимый гвалт. Аматэрасу, заинтригованная шумом снаружи, чуть отодвинула камень у входа в пещеру, чтобы посмотреть, что происходит. В тот самый момент борец сумо, увидев щель в скале, сквозь которую пробивается солнечный свет, подбежал и отодвинул валун от входа в пещеру.
С тех пор тории стал символом удачи и процветания.
Кроме того, в прошлом японцы верили, что души умерших уносят с собой птицы, которые нередко отдыхали на этих сооружениях.
Ритуальный смысл Считается, что тории обозначают вход в «другой, потусторонний мир» — владения ками, где каждый пришедший может пообщаться с духами и божествами синто, вознести молитву, привлекая внимание духов хлопко́м в ладоши или ударом ритуального колокола.

Своеобразной визитной карточкой Японии стали ворота синтоистского храма Ицукусима на острове Миядзима, что дословно означает Остров храма. Он расположен неподалеку от Хиросимы. Ворота, стоящие прямо в воде, представляют собой потрясающее зрелище. Они выкрашены пурпурно-красным цветом и прекрасно выделяются на фоне зеленоватых вод. Во время прилива храм напоминает плывущий корабль.
Весьма различен и материал, применяемый при их строительстве. Чаще всего это крашенная суриком древесина. Для более крупных сооружений употребляют целые стволы огромных, в два обхвата японских криптомерий. Бывают, хотя и достаточно редко, тории, сваренные или склепанные из железных балок, сквозь внешнюю карминную покраску которых со временем начинает пробиваться ржавчина. Встречаются храмовые ворота из бронзы и даже гранита. Нередки возводимые, особенно в последнее время, сооружения из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы — серых стен домов и запыленного асфальта, хотя строители, пытаясь хоть намеком придать им традиционный вид, покрывают застывающий бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
http://www.cultline.ru/archiv/t/4943/
Думаю, что это деревянные ворота - тории.
Вот, например, проход в главный храм Минами Саммон:

Тopuu - символические ворота, корни происхождения которых в мифологии древней Японии. Это связано с мифом о сокрытии богини солнца Аматэрасу в пещере и попытках других божеств вызволить ее оттуда. Тогда-то и пришла им в голову идея поставить перед входом в пещеру насест, посадить на него петуха, чтобы тот своим пением возвестил о наступлении утра и заставил тем самым выйти Аматэрасу из убежища. Попытка эта не удалась, но и в настоящее время петухов как священных птиц держат в храме Исэ, а напоминающие птичий насест ворота mopuu стали одним из символов синто. При этом термин mopuu переводится буквально как "птичий насест", а петух обозначается другим словом - ондори.

Эта легенда, изложенная в летописно-мифологических сводах "Кодзики" (712 год) и "Нихон сёки" (720 год) , живет уже более 12 веков. За это время было создано более 20 типов тории, различающихся своими пропорциями, очертаниями, материалом и деталями конструкции. Неизменно в них одно - это два вертикальных столба с двумя перекладинами в верхней части. Самым архаичным типом считаются симмэй-тории (божественные тории) , построенные из круглых прямых столбов. Опорные столбы хасира стоят строго вертикально, верхняя горизонтальная балка касаги с выступающими за пределы столбов торцами соединяется с опорами при помощи круглых гнезд, а нижняя горизонтальная балка нуки (прямоугольная в сечении) соединяется с ними посредством прямоугольных вырезов. В свою очередь симмей-тории подразделяются на несколько видов: куроки-тории (тории черного дерева, стоят перед храмом Ноно-мия в Киото) , сирамаруфуто-тории (перед храмом Касивабара дзиндзя, а также перед усыпальницами) , ясукуни-тории (перед Ясукуни дзиндзя и перед сёконся на территории всей страны) , исэ-тории (перед храмом Исэ) , найкуумото-тории (перед храмом Найку, посвященным богине Аматэрасу) , касима-тории (перед храмами Касима дзингу и Катори дзингу) , сютю-тории (у храма Сютю дзиндзя в Киото) . Для этих древнейших в Японии тории характерны прямые линии, и отличаются они только некоторыми деталями в конструкции. Например, касима-тории имеют выступающие торцы нижней горизонтальной перекладины.

С проникновением в Японию буддизма изменился облик синтоистских храмов, изменились и тории. Если раньше они имели естественный цвет дерева, то теперь их красили в основном в красный цвет и даже покрывали лаком. Опорные столбы стали делать с небольшим наклоном внутрь. Верхняя горизонтальная балка стала сложной, составной из двух брусьев и, как правило, имела слегка изогнутую форму, так что торцы ее несколько поднимались кверху (миядзин-тории) . В средней части горизонтальные перекладины соединялись при помощи узкой вертикальной распорки. Появилась новая техника сочленения вертикальных и горизонтальных балок - ходзогуми. Она заключается в том, что нижняя анкерная горизонтальная балка крепится в вырезах опор при помощи клиньев кусаби. Расширяющиеся концы клиньев остаются снаружи по обеим сторонам опорных столбов. Этот тип тории имел несколько разновидностей: сика-тории (оленьи тории) , сюндзицу-тории (тории весеннего солнца) , мэйсин-тории (тории "сияющая душа") и ряд других...
Это ворота. Через них проходят прихожане, повторяя путь богов, ибо считается, что боги сами ежедневно проходят этот путь в храм.
Может это ворота для духов?