Согласно словарю Даля, жилье под крышей имеет несколько названий: мезонин, горница, светелка, и даже теремок.
Горница и светелка венчали собой богатые крестьянские дома или дома городской окраины, а мезонин – скорее атрибут домов помещиков, характерный для загородных усадеб или домов с садами в тихой части города.
Мансарда – чердачное помещение, оборудованное для жилых нужд. Названо по фамилии французского архитектора Ф. Мансара (1646–1708). Устройство мансарды дает возможность получить дополнительную полезную площадь в виде пространства под крышей, которое получается в результате того, что крыша имеет двойные скаты с каждой стороны.
Мезонин – (от итал. mezzanino) – надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в XIX в. как часть каменных и деревянных домов среднего достатка. Часто встречается на картинах Кустодиева и других русских классиков.
Мезонин строился обычно с тремя окнами, фронтоном и собственной крышей. И этим мезонин принципиально отличается от мансарды, т. е. жилого использования чердачного помещения всего дома.
В мансардах жили поэты, художники, певцы, музыканты – такое жилье стоило дешево, а у богемы всегда нет денег. При слове «мансарда» вспоминаются крыши Парижа, бульвары с желтой листвой и маленькие кафе.
При слове «мезонин» – патриархальная жизнь российского предместья, барские имения, живописные пригороды.
История мансард началась в Париже в середине XVII века. Людовик XIV, заботясь о целостности исторической части города, надстраивать дома запрещал. Однако стоимость земли в центре Парижа из года в год сильно росла, и тогда предприимчивые буржуа, используя авторитет придворного архитектора Ф. Мансара, убедили Людовика, что преобразование чердака в жилое помещение не является возведением нового этажа. В 1635 году Ф. Мансар произвел реконструкцию королевского замка в Блуа, где впервые расположил жилое помещение под вальмовой крышей. Такие сооружения впоследствии получили его имя.
Мансарда в искусстве: «Бедный поэт» , Карл Шпицвег, 1839
Послевоенная Европа сороковых годов прошлого века была разрушена, жилья катастрофически не хватало. По этой причине надстройка мансард в то время обрела массовый характер. В Париже хозяева домов, быстро взяв это новшество на вооружение, превращали необлагаемые налогом чердачные помещения в ряды тесных комнат, сдаваемых внаем малоимущим студентам, артистам, художникам. Фасад мансарды полностью или частично образуется наклонной поверхностью крыши со встроенными в нее окнами.
Эти составляющие и создают неповторимый уют мансардного этажа, сегодня применяемого прежде всего при строительстве дач и садовых домиков. В последние годы мансарды, обретая в России второе рождение, перешли в разряд элитного жилья.
В отличие от мансарды мезонин, представляющий собой надстройку над средней частью жилого дома чаще всего с тремя небольшими окнами и фронтоном, снабжен собственной крышей. Раньше в провинциальных русских городах прообразом мезонина была небольшая комната-светелка в верхней части дома. Мезонин с торжественным фронтоном, построенным в стиле классицизма, был типичным украшением городской усадьбы и усадебных домов поместного дворянства XIX века.