


Обучающее сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыре" конкретная тема "рассказ о Мцыре" подскажыте где скачать
Ю. Лермонтова "Мцыре"
конкретная тема "рассказ о Мцыре" подскажыте где скачать
Мцыри был увезен в монастырь шестилетним мальчиком. С детских лет он сохранил приемы и навыки горца, запомнил свои родные места. Но тоска Мцыри — это не просто тоска по родному аулу. Его родное селение преобразилось в родину-мечту, и вся поэма наполнена чувством родины как высшего идеала:
Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе.. .
Невзирая на то, что монахи заботились о мальчике, спасли его от смерти, Мцыри называет себя "в тюрьме воспитанный цветок". Да, монастырь стал для юноши настоящей тюрьмой, потому что его стены и уклад ограничивали не только внешнюю, но и внутреннюю свободу молодого послушника. Монах, воспитавший Мцыри, оставался для него чужим. Юноша страдал от того, что "никому не мог сказать священных слов отец и мать", от горького чувства одиночества, потому что:
Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Монастырь превратился для него в тюрьму. Все это подтолкнуло его на побег. Он хочет убежать от людской жизни и спастись в объятиях природы. Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него стенами монастыря. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину. Красота, великолепие Кавказа ослепляет Мцыри. Он сохраняет в памяти "пышные поля, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом","горные хребты, причудливые, как мечты". Эти картины всколыхнули в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком. Пейзаж в поэме составляет не только фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер и становится одним из способов создания образа. О характере Мцыри можно судить по тому, как он описывает природу. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы. Его совершенно не пугают опасности, которые таятся в ней.
Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о его душевной широте.
Восприятие пейзажа усиливается благодаря красочным эпитетам, которые использует Мцыри в своем рассказе ("сердитый вал","сонные цветы","горящая бездна"). Эмоциональность образов усиливается с помощью необычных сравнений. Например, деревья на холме напоминают ему "братьев в пляске круговой". Этот образ как будто навеян воспоминаниями о родных, о родном ауле. Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом. Он мечтал о битве с достойным соперником. Барс и стал для него этим противником. В этом эпизоде раскрылось бесстрашие Мцыри, жажда борьбы, презрение к смерти.
Мцыри совершил побег с целью “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”. Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также “узнать, прекрасна ли земля”. И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме — монастьфю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:
Казалось, звон тот выходил
Из сердца — будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни.
В своей поэме Лермонтов стремился противопоставить своим безвольным и бессильным современникам смелого и свободолюбивого человека, готового пойти на всё для достижения поставленной цели, готового до конца отстаивать свою свободу.
Стремление к свободе стало у Лермонтова “тоской ” по воле, сделалось страстью, охватившей всё существо человека. В обстановке, сложившейся после 1825 года, поэт не потерял веры в революционное дело. Побеждает стремление “действовать”, как писал поэт. Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.