ВероNika
Высший разум
(140021)
15 лет назад
.В современном русском литературном языке глаголы по соотношению основ прош. и наст. вр. делятся на довольно большое число классов. Одни из этих классов являются продуктивными, другие – непродуктивными.
Непродуктивные классы глагола характеризуются таким соотношением основ прош. и наст. вр. , с которым в современном языке глаголы вновь не образуются. Поэтому число глаголов в непродуктивных классах не может увеличиваться благодаря новообразованиям.
Класс I. В прош. вр. производная основа на гласную, в наст. вр. непроизводная основа на согласную: вяза-л – вяж-ут, коло-л – кол’-ут, крича-л – крич-ат, лете-л – лет’-am, соса-л – сос-ут, ревe-л – рев-ут.
К 1-й группе относятся глаголы, у которых последние согласные основы прош. вр. заменяются в основе наст. вр. по нормам чередования: задненёбные и твердые зубные – на шипящие: плака-л – плач-ут, двига-л – движ-ут, паха-л – паш-ут, иска-л – ищ-ут, брызга-л – брызж-ут, прята-л – пряч-ут, глода-л – глож-ут, блиста-л – блещ-ут, пляса-л – пляш-ут; губные – на сочетания губных с л’: сыпа-л – сыпл-ют, колеба-л – колебл-ют, дрема-л – дремл-ют; твердые сонорные – на мягкие: стла-л – стел-ют, коло-л – кол-ют, поро-л – пор-ют.
На эту группу оказывают сильное влияние глаголы I продуктивного класса, с которыми большая ее часть сближается одинаковыми основами прош. вр. на суффикс -а- (ср. паха-л, пляса-л и глагол I прод. кл. игра-л) . Сходство в основах прош. вр. привело к тому, что многие глаголы 1-й группы стали образовывать и основу наст. вр. по образцу глаголов I продуктивного класса на -a-j-. В результате у ряда глаголов теперь имеются две основы наст. вр. , ср. : брызжут и брызгают, движут и двигают, внемлют и внимают, подъемлют и подымают, колышут и колыхают, мычут и мыкают, мяучат и мяукают, рыщут и рыскают, хнычут и хныкают и т. д. В ряде случаев новые основы на -a-j- совсем вытеснили старые непроизводные основы. Так, теперь, например, не употребляются формы глочут (глотают) , ичут (икают) , лобжут (лобзают) , лачут (лакают) , мачут (макают) , мижут (мигают) , чишут (чихают) , формы, которые употреблялись раньше и нередко и сейчас встречаются в говорах. У некоторых глаголов формы с непроизводной основой отличаются смысловым оттенком поэтичности, торжественности или книжности, например: блещут, движут, подъемлют, объемлют, внемлют, страждут.
Кроме указанного влияния, глаголы этой группы испытывают еще влияние со стороны глаголов IV продуктивного класса, с которым они сближаются своими непроизводными основами наст. вр. (ср. вяж-ут, меч-ут, стел-ют и глагол IV прод. кл. служ-ат, моч-ат, вал-ят) . Под этим влиянием у глаголов с основой на губную согласную образуется, наряду с основой на сочетание губной с л’, еще вторая основа наст. вр. на мягкую губную, например: дремлют и дремят, каплют и капят, сыплют и сыпят, треплют и трепят и др. (ср. глаголы IV кл. любят, топят, кормят и др.) . Нужно заметить, однако, что такие формы с основой на мягкую губную свойственны исключительно разговорному языку и не приняты в языке письменном, за исключением некоторых форм повелительного наклонения: клепи, сыпь, трепи
-Здесь есть предложения. Если словосочетания – составь сама. Ответ слишком длинный, вышлю на почту.
- Кидать, бросать с целью попасть в кого-, что-л. МеТАет копьё. (мяч в корзину. в кого-л. Камнями, гранату в цель)
(прошивать крупными стежками) ; метает шов; меТАет петли.
Рождать (о млекопитающих) , выделять икру для производства потомства (о рыбах и земноводных) . Зайчиха мечет зайчат. . Сельдь мечет икру.
Блистают-блещут; брызгает-брызжет; внимают-внемлют; глодает-гложет; двигает-движет; двигается- движется; капает-каплет; метает-мечет; страдают -страждут; чтят-чтут.
2.Образуйте все возможные формы причастий. (по возможности напишите все, боюсь запутаться с окончаниями. )
Образец: Читать - читающий, читавший, читаемый, читанный, читан.
Солить, лечить, идти, гнать, лететь, летать, призвать, петь. Биться, виться, выдаваться, мыться, одеться, трудиться, светиться.