Станковая скульптура - род скульптуры, предназначенной:
- для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров; а также
- для продажи на художественном рынке.
Станковая скульптура:
- рассчитана на восприятие с близкого расстояния;
- не связана с предметным окружением и архитектурой конкретного интерьера;
- предполагает продолжительный контакт со зрителем и побуждает его к сопереживанию.
Вид скульптуры, одна из важнейших областей станкового искусства.
Станковая скульптура включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, поясное или трехчетвертное изображение, фигура, группа) , различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистика — изображение животного мира) .
В последние десятилетия XX в. в скульптуре возникли ранее не свойственные ей жанры — натюрморт и пейзаж (чаще всего в керамической пластике) . Появились новые формы станковой скульптуры — абстрактные композиции, объекты, находящиеся на грани предмета, технической конструкции и скульптуры. В станковой скульптуре используются различные технические методы — лепка, высекание, резьба, литье, выколотка, ковка, чеканка, сварка, применяются разнообразные материалы — камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. В композицию могут также вводиться готовые объекты, заимствованные из бытового окружения или технической сферы.
Станковая скульптура как культового, так и светского характера известна с древности: она была распространена в искусстве Древнего Востока и античности (портрет, вотивная скульптура, мелкая пластика) . В Новое время под станковой скульптурой стали подразумевать произведения, предназначенные для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров (в XIX в. возникло понятие «кабинетная скульптура» ) и для продажи на художественном рынке.
Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой конкретного интерьера, она предполагает продолжительный контакт со зрителем, побуждает его к сопереживанию. Обычный размер станковой скульптуры меньше натуральной величины, равен ей или немного ее превышает.
Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. В силу относительной независимости от окружающей предметной среды и архитектурной ситуации, а также благодаря разнообразию и мобильности используемых технических приемов станковой скульптуры может иметь ярко выраженный экспериментальный характер. В ней легко воплощаются новые идеи, всесторонне проявляются особенности индивидуальности автора.
В XX в. станковая скульптура, расширяя свои видовые и жанровые границы, сближается с живописью, декоративно-прикладным искусством, архитектурой и театром.