В своё время мне довелось читать научное исследование на эту тему. Это было лет пятнадцать назад, так что не ждите от меня конкретной ссылки. Автор статьи проанализировал подобного рода выражения, в том числе и те, где вместо А. С. Пушкина был упомянут любой другой выдающийся деятель культуры или истории, включая М. И. Глинку, А. де Ришелье, кажется, ещё Н. В. Гоголя и других в различных городах.
И какой был вывод? Имеется ввиду вовсе не писатель или композитор, а памятник этому человеку. Прослеживалась связь с выражением "ну что ты встал, как памятник" и обратная логика с подменой объекта: кто-то не делает ничего → не двигается, как памятник → памятник тоже не двигается, как и человек, о котором идёт речь → один из них должен начать движение (дело делать) → риторический вопрос: должен ли это быть памятник или же живой человек. Автор статьи доказывал своё утверждения, прослеживая динамику распространения подобных выражений в зависимости от того, кому стоит памятник в местности каждого из выражений, бытовало ли подобное выражение до появления памятника, насколько популярность выражения падает по мере удаления от памятника, есть ли какие-нибудь дополнительные указания на местность, привязывающие высказывания к конкретному месту, а не человеку (и находил их) . С Пушкиным дело осложняется тем, что
памятники ему ставили на всей территории СССР.
Возможно, Вы сильно удивитесь, но в лингвистике действительно проводятся исследования, приводящие к конкретным выводам!
ДПросветленный (37347)
13 лет назад
Спасибо за инетересный комментарий и версию. Возникает вопрос: поскольку в СССР повсеместно ставили памятники В.И. Ленину, можно было бы ожидать, что наравне с А.С. Пушкиным, он также упоминается в качестве некого несуществующего деятеля, который выполняет работу "за того парня". Так ли это на самом деле? И если не так, то связано ли это с табу на шутки в отношении коммунистических лидеров страны?