Роль живописных образов в комплексе альтамиры
История всегда была благосклонна к Испании. Она оставил нам истинные произведения искусства, с незапамятных времен, незабываемые сокровища, которые делают эту страну одним из самых посещаемых мест в мире. Один из таких исторических деликатесов, одно из тех волшебных мест, которые поражают всех, кто совершает визит в Сантильяна-дель-Мар, и находящиеся там Пещеры Альтамира, один из крупнейших доисторических памятников человечества.
Пещеры Альтамира наряду с пещерами Ласко во Франции, содержат лучшие картины пещер эпохи палеолита в Европе. В этих фигурах угадывается любовь первобытного человека, как говорят испанцы, к невероятной красоте этих существ, и художественное мастерство создателей.
рисунки датированы между 20000 и 15000 до н. э. , и достигают 1,2 до 2,4 метров в высоту.
свобод¬ную эскизность подобных зарисовок животных, переданных в мгновенном движении, сравнивают с произведениями импрессионистов. Мы не знаем, в сущности, что побуждало перво¬бытных охотников забираться в глубину темных пещер и там наносить на стены десятки рисунков. И так продолжалось, по-видимому, в течение многих лет, а может быть, и поколений: рисунки в Альтамире и других пе¬щерах разбросаны без видимого порядка, нередко один поверх другого.
Вероятно, эти рисунки играли какую-то роль в обрядах и ритуалах первобытного рода. Темные пещеры — малоподходящее место для демонстрации художественного умения. Поэтому, строго говоря, перед нами еще не произведения искусства, а скорее документы первобытной обрядности.
Не надо, однако, забывать, что тогда, на заре че¬ловеческой истории, сознание людей носило син¬кретический характер. есть единое, нерасчлененное целое. Но главное даже не в этом. Художники альтамирских пещер хотя и не по¬мышляли об эстетическом эффекте, но в них уже жила потребность наблюдать окружающее и крепла способность воспроизводить увиденное. Схватить яркое впечатление натуры и закрепить его в изо¬бражении — это уже важнейшие элементы худо¬жественного мастерства. Лишь долгие столетия работы могли сформировать необходимые предпо¬сылки для этого: чувство формы, ритма, точность глазомера, твердость руки. Мы наблюдаем, как человек каменного века накапливал способность и для художественного освоения ми¬ра. Росписи палеолита свидетельствуют, что этот про¬цесс начался уже тогда, на заре истории. Не будем преувеличивать. Яркая впечатлитель¬ность искусства каменного века имеет свои гра¬ницы. Это мастерство есть мастерство фиксации отдельных, единичных впечатлений. Никаких сложных композиций, сколь-нибудь связных «сюжетов» или даже простых сочетаний разно¬родных элементов палеолит еще не знал. Не полу¬чило здесь развития и такое могучее средство художественного творчества, как воображение, фантазия, вымысел.
Но острота на¬блюдения, твердость и смелая уверенность ру¬ки- важное и необходимое начало всей последующей истории искусства.
История всегда была благосклонна к Испании. Она оставил нам истинные произведения искусства, с незапамятных времен, незабываемые сокровища, которые делают эту страну одним из самых посещаемых мест в мире. Один из таких исторических деликатесов, одно из тех волшебных мест, которые поражают всех, кто совершает визит в Сантильяна-дель-Мар, и находящиеся там Пещеры Альтамира, один из крупнейших доисторических памятников человечества.