андрей
Мудрец
(10030)
14 лет назад
большинстве развитых (и не очень) стран мира действуют схожие системы чаевых. Считаться с этим приходится даже тем, кто не является активным сторонником «раздачи денег».
Чаевые являются одним из способов выражения благодарности за качественный сервис. Обычно эти денежные поступления составляют значительную, а иногда и большую часть заработной платы таксистов, носильщиков, официантов, гидов и людей других профессий, занятых в сфере обслуживания. Однако в некоторых странах чаевые могут быть восприняты как оскорбление. В других государствах, наоборот, персонал не постесняется выразить возмущение по поводу того, что вы не оставили чаевых. В третьих достаточно лишь поблагодарить за оказанную услугу.
Давать чаевые – это своеобразное искусство, освоив которое, вы сможете значительно облегчить себе жизнь в дальнем путешествии. Между тем, это вовсе не обязанность, которую необходимо везде соблюдать. Щедро вознаграждать стоит только тех, кто, по вашему мнению, действительно этого достоин.
Как правильно давать чаевые?
Как в странах Запада, так и во многих странах Востока принято оставлять чаевые едва ли не всем из числа обслуживающего персонала: официантам, барменам, горничным, носильщикам, швейцарам, метрдотелям, таксистам, гидам, работникам туалетов. Характерно, что на Востоке, например, в Египте, служащие не считают зазорным просить для себя чаевые-«бакшиш», между тем как на Западе это и в страшном сне не приснится почтенному немецкому (например) официанту.
В ресторанах большинства стран приняты следующие правила оставления чаевых. Обычно официант приносит счет на тарелочке или в книжечке. Его следует внимательно просмотреть. Если внизу вы увидите графу “tip” (в англоязычных странах), или “service compris” (во франкоговорящих), либо “servizio e coperto” (в Италии), значит, плата за обслуживание уже включена в счет. В этом случае стоит оставить на столе минимальные чаевые – несколько монет со сдачи.
Если нет – значит, стоит оставить "на чай" 10-15% от суммы, указанной в счете – конечно же, если вы остались довольны обслуживанием. Это происходит так же, как и в России: вы расплачиваетесь, положив деньги на тарелочку, официант уносит ее и возвращает со сдачей либо пустую (если вы оплатили счет без сдачи). Вы кладете на тарелочку сумму, которую желаете оставить в качестве чаевых, благодарите за вкусную еду, прощаетесь и уходите.
Что делать, если вы не слишком довольны обслуживанием? Считается, что в этом случае тоже стоит оставить чаевые, но не 10% от счета, а несколько мелких монет, показав тем самым, что правила вы знаете, но сервисом остались не удовлетворены.
В барах ситуация несколько иная. Цены здесь (если вы заказываете у стойки) никогда не включают стоимости обслуживания. Оставлять крупные чаевые бармену во многих странах не принято. Хотя можно и оставить до 10% от суммы заказа, а можно ограничиться и мелочью со сдачи.
В отеле принято давать чаевые практически всем: горничным, официантам, носильщикам и другим. Владельцы гостиниц традиционно платят обслуживающему персоналу очень мало, так как считают: основную часть сотрудники должны добирать чаевыми, это мотивирует их к улучшению сервиса. Поэтому, если хотите получить действительно качественный сервис – оставляйте «на чай» в отелях.
Давать ли чаевые гидам – сложный вопрос. Экскурсоводов ведь не отнесешь к малоквалифицированному обслуживающему персоналу. Но практика показывает, что обычно гиды охотно принимают не только устные, но и денежные благодарности. Небольшую сумму, которую вы собираетесь вручить лично гиду, лучше положить в конверт или в крайнем случае в свернутый лист бумаги. В номерах некоторых высококлассных гостиниц есть даже конверты для чаевых (они обычно хранятся в папках, где лежит фирменная бумага и буклеты).
Принято оставлять чаевые и шоферам экскурсионных автобусов. Для этого во многих автобусах есть вполне определенное место: где-то вблизи водительского кресла прикручена корзинка, так называемый “tip box”.
Что касается вру