Мила С
Мудрец
(13237)
14 лет назад
Любое художественное произведение насыщено образами. Художественные образы не только воспроизводят явления жизни, но и типизируют их, и обладают отчётливо ощутимой эмоциональностью.
Сквозной образ очень много значит в творчестве каждого писателя. То, что волнует художника слова, та мысль, идея, которая проходит через многие его произведения, воплощается в каком-то словесном образе. Это слово, повторяясь в различных контекстах, обрастая дополнительными оттенками смысла, вбирает в себя огромное "подтекстовое" содержание и существует уже как бы "над текстом", связывая в памяти читателей различные произведения одного и того же автора. Иногда художественный образ, не являющийся "сквозным" в творчестве одного писателя, поражает своей ёмкостью другого, и становится таковым в его произведениях. Иногда сквозной образ выходит за рамки художественного мира творческой личности и становится сквозным образом для писателей, художников, музыкантов какого-то художественного направления, течения или символом для целого поколения, для всего народа, даже человеческого сообщества в целом. Вспомните, что значат и как отражены в творчестве людей искусства словосочетания – образы-понятия: ДЫМ ОТЕЧЕСТВА, ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК, ЛУЧ СВЕТА В ТЁМНОМ ЦАРСТВЕ, ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. ТУРГЕНЕВСКИЕ ДЕВУШКИ, ДУБИНА НАРОДНОЙ ВОЙНЫ, ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ, ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ.
МЕТЕЛЬ в одноимённой повести Пушкина – это и природное явление, и вторжение "потусторонних" недобрых сил в жизнь человека, и смятение души, сумятица чувств, мятущихся эмоций, морочащих человека, заметающих разум мерцающей пеленой, затмевающих и заглушающих голос рассудка и то главное, что должно вести личность по прямой дороге добра и человечности. МЕТЕЛЬ "приходит извне" и человеку не оставляет ничего иного, как ждать, терпеть и надеяться, поскольку он сам не может изменить происходящее, а попытки сделать это приводят к ещё большей неразберихе, могут стать причиной трагедии, открыть разрушающей стихии путь в судьбу и в душу человека. БУРАН – снежная буря, МЕТЕЛЬ в степи – застаёт Петрушу Гринёва, главного героя "Капитанской дочки" по дороге в Белогорскую крепость. Эта МЕТЕЛЬ, мощная, заметающая целые обозы – ещё и образ народного бунта, "безжалостного и беспощадного", но это – и прежний образ смятенного чувства, неопределённости жизненных устоев юноши, когда лишь наставление отца: «... береги честь смолоду» , – светит далёким огоньком и не даёт душе заблудиться в холодной и страшной мгле.
В литературе XIX века появляются герои, похожие друг на друга. Это литературные «типы» («маленький» человек, «лишний» человек) или «двойники» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» , «двойники» Раскольникова) .
Это герои одного периода или одного автора, но есть и «сквозные» персонажи, встречающиеся в произведениях писателей разных эпох, но имеющие сходство не только внутреннее и внешнее, но и похожие судьбы. Таковой является образ «вечной Сонечки» , которую мы встречаем впервые в литературе XIX века в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» .
Героини с именем Сонечка появились и в одноименных произведениях, написанных в конце XX века. Это рассказ Т. Толстой «Соня» и роман Л. Улицкой «Сонечка» .
Береза и клен - сквозные образы лирики С. Есенина