Франсиско Гойя - Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (исп. Francisco José de Goya y Lucientes; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник, гравёр.
Капри́чос (исп. Los Caprichos — причуды) — серия офортов Франсиско Гойя (закончена к 1799), является сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Самой известной работой серии является офорт 43 - «Сон разума рождает чудовищ» .
Сон разума рождает чудовищ, 1797
El sueño de la razón produce monstruos
Металл, офорт, акватинта, сухая игла. 21,5×15 см
Национальная библиотека Испании, Мадрид
«Сон разума рождает чудовищ» (исп. El sueño de la razón produce monstruos) — испанская поговорка, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла Капричос.
Согласно бытовавшему в те времена представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех ивсем понятный всеобщий язык (лат. idioma universal). По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык» . Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума» , сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений» . Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.
Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла» .
В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.
"Из той пыли …"
начало кода фотографии -->

"
Металл, офорт, акватинта, сухая игла. 219x150 мм. опубликована в 1799
Безобразие! С такой порядочной женщиной, которая за гроши всем оказывала услуги,
такой усердной, такой полезной – и так обойтись! Безобразие!
Слова взяты из пословицы, которая полностью звучит так: "Из той пыли получилась эта грязь".
В надписи над офортом обыгрывается смысл слова "polvos", которое означает также порошки, включая знахарские снадобья. То есть судят знахарку и сводницу, которая, как сказано в авторской надписи, "за гроши всем оказывала услуги". Секретарь зачитывает приговор. Публика состоит из людей в священнических и монашеских одеждах. Как отмечает один из исследователей творчества художника, это "мрачные физиономии, иссушенные аскетизмом и отмеченные всеми пороками. Рожи, готовые превратиться в звериные морды" (таким приемом трансформации homo sapiens в животных Гойя пользовался неоднократно) . Руки подсудимой связаны, она склонила голову и вся - смирение и покорность. Как и положено, на еретичке - позорные одежды. И характерно, что на коросе - неизменном для такого рода случаев остроконечном колпаке - изображены языки пламени, обращенные вниз. Это многозначительная юридическая деталь - такое направление языков пламени означает, что судьи в этот раз оказались "гуманными" и "милосердными": подсудимая не будет сожжена живьем, вначале ее удушат специальным приспособлением (гарротой) , а затем уже мертвое тело предадут огню.