elena ivanova
Гуру
(4019)
14 лет назад
Во Флоренции Рафаэль прославился как непревзойденный мастер, изображавший Мадонн, пленявших счастливой гармонией и полнотой земного бытия, «материнской задушевностью и младенческой привлекательностью» (Г. Вёльфлин) . «Прекрасная садовница» замыкает целый цикл из пятнадцати вариаций на тему композиции из трех фигур на фоне идеального пейзажа, в которых Рафаэль сочетал поэтику и изящество умбрийской школы с монументальностью форм и величавостью флорентийского искусства.
Рафаэль обладал счастливой способностью учиться и творить одновременно. Источником его вдохновения на этом этапе стала «Мадонна в гроте» Леонардо. Рафаэля привлекли новые композиционные решения (пространственная пирамида) и методы светотеневой моделировки (сфумато) , более глубокое понимание гармонического единства человека и природы (натурфилософский пантеизм) , разработка проблем психологического богатства душевных взаимосвязей образов (тайна леонардовской одушевленности) . Но при этом молодой художник идет своим путем.
«Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа» , или, как ее еще называют «Прекрасная садовница» , относится к последним флорентийским Мадоннам Рафаэля. Художник написал ее накануне отъезда в Рим, уже крупным, вполне сложившимся мастером. Образ Мадонны в произведении "Прекрасная садовница" был навеян идеями и мотивом "Св. Анны" Леонардо да Винчи (ок. 1501, ныне утрачена) - произведения, которое вызвало, по свидетельству Дж. Вазари, паломничество флорентийских живописцев. В созданном Рафаэлем образе Мадонны, спокойно и задумчиво наблюдающей за игрой младенцев, ощущается та внутренняя гармония, которой наполнено все искусство великого мастера. От прелестной молодой женщины веет спокойствием и счастьем раннего материнства.
Фигуры как бы растворены в прекрасном пейзаже, который подчеркивает состояние всеобщей гармонии. Детали выписаны с большой любовью и насыщены массой мелких подробностей, привлекающих и удерживающих внимание зрителя. Краски свежи и гармоничны, красное платье Марии, ее зеленый плащ, золотисто-охристый пейзаж плавно переходит в прозрачную синеву неба с бегущими облаками. Фигуры детей смотрятся светлыми силуэтамина фоне более темного первого плана. Картина написана легко и светло.
Внушающая магия образов Рафаэля зиждется на чувственной конкретности их земного материально-пространственного существования, на их бытии в качестве идеала «разумной человеческой души, которая объединяет в себе вечность и время» (Марсилио Фичино) и переживает гармонию рая (прошлое) и утопию золотого века (будущее) как реальность настоящего