Шагающий деревенский парень с копной пышных волос, в крестьянской рубахе и пиджаком, небрежно брошенным на плечо — таким представил Есенина скульптор. Да он, наверно, и был таким, когда в шестнадцать лет ушел в Москву из отчего дома стяжать себе славу поэта. Березы в сквере за памятником дополняют скульптурную композицию, и напоминают нам о трепетной любви поэта к природе средней полосы России.
Памятник Сергею Есенину.
Открыт 3 октября 1972 года на Есенинском бульваре вблизи Волгоградского проспекта.
Скульптор В. Е. Цигаль.
Архитекторы: С. Е. Вахтангов, Ю. В. Юров.
Бронза.
Статуя работы скульптора В. Е. Цигаля была открыта более трех десятилетий назад, в 1972 году. И это было в некоторой степени победой прогрессивных сил над ретроградами — ведь партийное чиновничество долго не могло решиться поставить в социалистической столице памятник сомнительному с точки зрения коммунистической морали, а в некоторой степени даже опальному поэту. Тем более что сама статуя довольно сильно отступала от канонов социалистического реализма (к слову сказать, выдержанных в памятнике на Тверском бульваре, пусть и появившемся в постсоветское время) . Татьяна Александровна Есенина, дочка поэта, защищала видение Цигаля: «Я знаю, что вызывает возражение плоскостное изображение странной фигуры на постаменте, которую называют «тенью черного человека» . Скульптор, стремясь полнее отобразить истоки есенинской поэзии, воспользовался его же примером, отогнув все нелепое и несообразное в другое измерение. Я так понимаю, и мне кажется, что это правомерно. Удача В. Цигаля в том, что он сумел очень многое сказать удивительно скупыми средствами, совместить буквально несовместимое. От этой фигуры веет поэзией, погруженностью в природу... »
Неудивительно, что становление скульптуры сопровождалось некоторыми курьезными деталями. К примеру, незадолго до открытия в прессе появилось сообщение о том, что памятник, дескать, уже открыт. А к самой церемонии перед фигурой Есенина посеяли рожь (дескать, ничего страшного не происходит, Сергей Александрович был всего-навсего певцом природы русской) . Правда, на всякий случай памятник открыли кулуарно, даже оцепили его бравыми курсантами. Внутрь оцепления пускали только по официальным приглашениям.
Впрочем, памятник со временем утратил ореол полубунтарского произведения. Председатель Исполкома Моссовета В. Ф. Промыслов даже писал в книге «Москва» (1984 год) : «Бронзовая фигура Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Фигура юного поэта трогает своей лиричностью и грустной задумчивостью, естественностью позы, лишенной официальности и парадности. Стоящий почти на земле, в начале Есенинского бульвара, на фоне молодых березок и осин, памятник представляется нам своеобразным и ярким художественным произведением» .
А весной 1995 Есенин Цигаля вдруг неожиданно упал. В первую очередь, конечно, обвинили хулиганов. Пресса возмущалась: «Небывалый по своей дикости и бессмысленности акт вандализма был совершен прошлой ночью в Москве, в Кузьминках. Какие-то негодяи сбросили с пьедестала памятник поэту Сергею Есенину.. . У местных властей не возникает сомнений, что случившееся - надругательство над памятником» .
Однако экспертиза в скором времени установила, что памятник свалился сам из-за некоего брака, допущенного при отливке фигуры. Неисправность была своевременно устранена.