Liudmila Sharukhia
Высший разум
(184844)
13 лет назад
Поэтическая речь родилась из песни, что поэзию часто сравнивают с музыкой.
Прежде всего стихотворная речь отличается особой ритмической организацией. Она отражена в системе русского стихосложения.
В зависимости от ритмического рисунка неуловимо меняется звучание, мелодия стихотворений, хотя главным при восприятии является, конечно, смысл. Стихи могут звучать подчёркнуто торжественно и почти прозаически, спокойно и взволнованно, напевно и резко, плавно и прерывисто и так далее. Разнообразие звучания поэтических произведений подобно разнообразию звуков в природе.
Музыка стиха, музыкальность стиха - важнейшая особенность лирики Фета. Это отмечали ещё современники поэта. М. Чайковский, например, говорил о "самой таинственной тайне" фетовского лиризма: "Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область", что он "не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом". В своей поэзии Фет не стремится изобразить что-либо, убедить читателя в чём-либо с помощью слов:
Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами
Звуком на душу навей.
Внушить, навеять - вот единственное, чего хочет добиться поэт. Для этого слова слишком грубы, язык беден:
Как беден наш язык! - Хочу и не могу. -
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною…
К. Д. Бальмонт отмечал, что Фет видел окружающий мир целостно, не расчленяя его на отдельные детали, то есть как некое гармоническое, музыкальное единство, а также, что "ни у одного из русских поэтов нет таких воздушных мелодичных песен о любви". Действительно, словами очень сложно, почти невозможно передать такое чувство, как любовь. По мнению Фета, это можно сделать лишь при помощи звуков, подобных музыке. Сразу вспоминается одно стихотворение из любовной лирики поэта:
Друг мой, бессильны слова, - одни поцелуи всесильны…
…Правда, и сам я пишу стихи, покоряясь богине, -
Много и рифм у меня, много размеров живых…
Но меж ними люблю я рифмы взаимных лобзаний,
С нежной цензурою уст, с вольным размером любви.
Кажется, вот оно, это неуловимое "музыкальное" свойство стихотворных произведений Фета - определено, конкретизировано и систематизировано. Но разве станет нам от этого ближе и понятнее таинство творения музыки и стихов? Доступно ли будет нам Вдохновение поэта? Понять поэзию в полном смысле этого слова невозможно, но её можно почувствовать.