Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Горький. "На дне". Какие авторские приемы помогают читателю почувствовать духовное разобщение людей? Помогите пожалуйста.

Elena Профи (911), закрыт 13 лет назад
Лучший ответ
Alexey Khoroshev Высший разум (1625871) 13 лет назад
Атмосфера духовного разобщения людей . Роль полилога (Полилог — форма речевой организации в драме: в противовес диалогу и монологу полилог — совмещение реплик всех участников сцены) .
Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога» . В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, — о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения» . Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клешем. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день» . Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз» .
В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом) : «А ниточки-то гнилые... » Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу... » Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя» . Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.
Своеобразие внутреннего развития пьесы
Обстановка изменяется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке » влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.
Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут.. . По сто лет, а может быть, и больше — для лучшего человека живут» . Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.
Писатель, не менее чем человеческое разобщение, не приемлет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и Наташе в некоей «праведной земле» Сибири; актеру — в мраморной лечебнице; Клещу — в честном труде; Насте — в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодотворную почву тайно взлелеянных иллюзий.
Атмосфера II и III актов другая но сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «...отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи... » Актер говорит Наташе: «Я — уезжаю, ухожу.. . <...> Ты — тоже уходи... » Пепел уговаривает Наташу: «...в Сибирь-то по своей воле надо идти.. . Едем туда, ну? » Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: «Идти некуда» . Бубнов когда-то «вовремя спохватился» — ушел от преступления и навечно остался в кругу пропойц и шулеров. Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: «После тюрьмы нету хода» . А Клеит с болью признается: «Нет пристанища <...> ...ничего нет» . В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека драму с редкой обнаженностью.
Круг существования будто замкнулся: от равнодушия — к недостижимой мечте, от нее — к реальным потрясениям или гибели. Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.
Значение IV акта
В IV акте — прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое — начинается брожение ранее сонной мысли босяков. Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников. Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе «закон новый» . Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду. Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.
Барон, признавшись, что «никогда и ничего не понимал» , раздумчиво замечает: «...ведь зачем-нибудь я родился... » Это недоумение связывает всех.
Источник: Полностью: http://xvatit.com/ Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 11 класс>>Литература: М. Горький. «На дне»
Остальные ответы
Похожие вопросы