Mountain Snake
Высший разум
(137356)
13 лет назад
А. Д. Кившенко. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Начало раскола
В 1653 г. Никон начал проводить реформу. Русская Церковь стала переходить на греческий церковный устав, богослужебные книги приводились в соответствие с греческими.
Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, народа. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались признать реформы Никона и призывали вернуться к дореформенным порядкам. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона - фанатичный и нетерпимый. Внешне разногласия были незначительны и сводились к тому, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать церковные книги; креститься двумя или тремя перстами; как совершать крестный ход - по ходу солнца или против хода солнца и т. д. .
Но причина неприятия реформ была более глубокой. Церковные споры в Византии были обычным делом. Византия была наследницей Римской империи. Византийцы впитали культурное наследие Рима. Они привыкли, могли мыслить. У восточных славян культурного наследия не было. У них не было традиции вести богословские споры. Поэтому еще со времен Древней Руси богословская ученость приняла характер беспредельной веры в книгу. Настоящим, истинным, ценным на Руси считалось то, во что верили предки, что было проверено временем, - старина, традиции. Отказ от традиций отцов частью общества был воспринят как отказ от заветов отцов.
В это же время на страну обрушились голод и моровая язва. Народ посчитал эти бедствия карой Божьей за отступление от веры предков. Тысячи крестьян, посадских людей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь. Поддержали раскол и представители некоторых знатных боярских фамилий, в частности родственницы первой жены Алексея Михайловича царицы М. И. Милославской боярыня Ф. П. Морозова и ее сестра Е. П. Урусова. Знатных сестер заковали в кандалы, подвергли страшным пыткам, потом сослали в Боровск, где в земляной тюрьме они и умерли. (См. иллюстративный материал. ) Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Cевер в г. Пустозерск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от своей веры Аввакум не отрекся. За это он и его единомышленники были сожжены на костре.
Патриарх Никон также впал в немилость царя. В 1666 г. на церковном соборе он был смещен с поста патриарха и сослан под Вологду. После смерти Алексея Михайловича Никону было разрешено вернуться из ссылки. В 1681 г. он умер под Ярославлем. (См. иллюстративный материал. ) Похоронен патриарх-реформатор под Москвой, в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, который построен по тому же плану, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
С тех пор единая Русская Церковь раскололась на две - Русскую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Православную Старообрядческую Церковь.