Учебники по истории канадского кинематографа разнообразны. Встречаются и солидные тома, и жиденькие брошюры. Но авторы и тех, и других вынуждены затрагивать вечный вопрос: что мы имеем в виду, когда по отношению к явлениям культуры употребляем прилагательное «канадский» . Касается он и кинематографа.
Канада как государство существует, то бишь имеет границы, паспорт, армию, олимпийскую команду и т. д. , наверное, и канадское кино тоже есть.
Первый фильм «Десять лет в Манитобе» (Ten Years in Manitoba) появился здесь аж в 1898 году. Снял его иммигрант - бывший британский репортер, а позже манитобский фермер James Freer. Прерия в ленте цветет и благоухает, а доезжают до нее по удобной железной дороге.
В начале XX века снимается несколько лент, самые известные из которых вдохновлены произведениями Г. Лонгфелло - «Песнь о Гайавате» и «Евангелина» (love-story на акадийской почве) .
Но хотя уже в 1917 году в Онтарио было основано первое в стране киноуправление, а чуть позже такого же рода организацию сформировали на государственном уровне, на фоне американцев все это выглядело бледно.
В то время, как американцы уже ломали устаревшее, канадцы только планировали строительство и в 1938 году «призвали варягов» : британский кинокритик и режиссер John Grierson должен был вдохнуть в киноиндустрию доминиона очевидно не хватавшую ей энергию. Министерство кинематографии (National Film Board of Canada) рождается в 1939, но цели перед собой ставит по сути прежние, двадцатилетней давности, – с помощью аудио-визуальных средств массовой информации пропагандировать единство страны, ее ценности и поддерживать антигитлеровскую коалицию. На повестке дня – документальное кино.
В 1956-м National Film Board of Canada перенес свою штаб-квартиру из Оттавы в Монреаль. И лет 20 после этого на каждое новое федеральное учреждение, имеющее целью поддержать производство полукоммерческих и некоммерческих художественных фильмов, провинция откликалась своей институцией.
В 70-е произведенные в Канаде фильмы даже защищали от налогов. В эту лазейку сейчас же просочился Голливуд, и ее прикрыли.
Однако основная беда канадского кино, по мнению специалистов, состоит не в том, что его снимать не на что, а в том, что для него в стране недостает экранов. Опрос владельцев видеосалонов привел к парадоксальному результату: большинство из них искренне считает, что канадское кино логично помещать в секцию «Зарубежного» , а ленты США – это просто «наши фильмы» .
Предпринятая в середине 80-х попытка зарезервировать в прокате жесткий процент за родной продукцией натолкнулась на гневное сопротивление Американской киноассоциации (Motion Picture Association of America). И Оттава убоялось скандала.
Даже к 2005-му ситуация не улучшилась. В захлестнувшем страну потоке голливудского кино тонут те жалкие 5%, которые все-таки удалось оговорить. В крупных городах страны найти их еще можно, но где-нибудь в Эдмонтоне, столице Альберты, с населением в 800 тысяч человек, на экраны не выходит ни одного канадского фильма. Отдадим должное Квебеку: он, как стойкий оловянный солдатик, охраняет свою квоту в 25%, да ведь и удается ему это, потому что оригиналы сняты на французском.
История канадского кинематографа