Варвара Шелковская
Просветленный
(22709)
13 лет назад
Коллекция работ художника-иллюстратора Николая Кочергина :: NoNaMe
22 мар 2011 ...Четыре года спустя, в 1957 году, "Калевала”, выпущенная "Детгизом”, пополнилась новыми графическими листами. Оформление книги было улучшено ...
nnm.ru/.../kollekciya_rabot_hudozhnika-illyustratora_nikolaya_kochergina/ -
"Калевала", Москва-Ленинград, Издательство " Academia ", 1933 г. .
Первое издание " Калевалы ", осуществлённое в СССР и первое иллюстрированное издание.
Одна из самых красивых и знаменитых книг, выпущенных издательством " Academia ".
Увеличенный формат: 19 * 25,7см. , 330 стр.
Одиннадцать страничных иллюстраций ( одна цветная ) и 52 заставки.
Перевод Л. П. Бельского, под редакцией Д. В. Бубриха. Предисловие И. М. Майского.
Идея напечатания " Калевалы " - древнейшего эпического произведения человечества - возникла по инициативе видного советского дипломата И. М. Майского, в то время нашего полпреда в Финляндии.
Иллюстрировать жемчужину мировой литературы, в ноябре 1931 года, издательство " Academia " предложило лично Павлу Николаевичу Филонову - теоретику искусства, одному из величайших основоположников и лидеров русского авангарда. Однако художник отказался в пользу своих учеников, чей творческий авторитет ставился под с омнение официальной властью.
В результате над оформлением " Калевалы " работали 13 художников его школы " Мастера аналитического искусства ". Большую и наиболее талантливую часть из них выполнили Михаил Цыбасов, 8 рисунков, и Алиса Порет, создавшая два форзаца ( были запрещены ), контр-титул, 17 заставок и две полосные иллюстрации. Из остальных художников отметим Т. Глебову, Е. Борцову, К. Вахрамеева, С. Закликовскую, П. Зальцмана, Н. Иванову, Е. Лесова, В. Мешкова, М. Макарова, Н. Соболеву, Л. Тагрину.
Сам Филонов непосредственно руководил всей работой. Он выбирал сюжеты для иллюстрирования, определял общий характер и стилистику рисунков, трактовку образов, а иногда, по свидетельству очевидцев, сам брался за перо или акварельную кисть, правя те или иные рисунки.
Внешне " Калевала " представляет собой традиционное академическое издание: с суперобложкой, контр- и шмуц-титульными листами, страничными иллюстрациями, заставками. Необычными являются орнаменталь ные линейки вверху страниц и подстраничные изобразительные строчки-концовки. Однако самым необычным и уникальным в истории иллюстрирования " Калевалы " явился творческий метод филоновцев, заставляющий зрителя посмотреть на героев эпоса не глазами современного человека, а самих его героев.
Ещё одна особенность отличает листы членов группы от всех прежних и последующих иллюстраций, посвящённых " Калевале ". Это поэтическая адекватность образов эпоса и рисунков. " Калевала " как поэтический метод, как способ образного мышления оказалась родственна методу аналитического искусства с его алогизмом, сдвигом пространственно-временных связей, взаимопроникновением предметов, нарушающим привычные отношения. Для " Калевалы " не существует логики в обычном смысле этого слова. Противоречия там на каждом шагу. Соразмерности явлений нет и в помине. " Это придаёт ей особый колорит, колорит сказочности, перешагнувшей не только через привычные нам связи вещей, но и через привычные нам мыслительные категории, - колорит сна " ( И. М. Майский ).
Интересно выполнена акварельная суперобложка - коллективная работа художников. В ней соединились два принципа филоновской школы - фигуративность и беспредметность. В беспредметных структурах здесь вкраплены изображения зверей, птиц, лодок и людей. В этом сложном сплаве возникает образ Финляндии, изрезанной синевой озёр, окружённых замшелыми гранитными грядами, хвойными лесами. Суоми предстаёт перед зрителем как бы с высоты птичьего полёта, не только в зримом, но и в умопостигаемом образе.
Издание " Калевалы " стало вершиной графического искусства филоновской школы и определило на долгие годы тематику и манеру их творчества.
Книга вышла из печати в декабре 1933 года. Половина тиража была куплена Финляндией.