вася пупкин
Мыслитель
(5001)
17 лет назад
Архангельский морской порт - старейший порт России.
Архангельск играл важную роль в развитии торгового и военно-морского флота. Во время наполеоновских нашествий значение Архангельска возросло.
Архангельск — не самый старый город Севера. По возрасту он значительно уступает Вологде, Великому Устюгу, Каргополю. Основанный в 1584 г. как крепость на северных рубежах России и ставший первым морским окном в Европу, Архангельск быстро укрепил свои позиции, перехватив функции центра и порта у Холмогор.
Роль военного форпоста нашла отражение в содержании герба Архангельска, утвержденного два века спустя: на геральдическом щите изображен архистратиг Михаил с мечом. По библейской легенде, он являлся предводителем войска ангелов в борьбе против дьявола. Герб напоминал о небесном патроне города и указывал на ту роль, которую Архангельск играл в системе обороны русского Севера.
Архангельск испытал взлет в начале правления Петра I. По его указанию была построена Новодвинская крепость, устроен порт и создано на Соломбальском острове Адмиралтейство. Боевые корабли, построенные в Соломбале, были доставлены по Государевой дороге морем, реками, озерами, волоком на Балтику, где победоносно сражались со шведами. В Архангельске Петр отработал схему создания крупного приморского центра, которую впоследствии с успехом реализовал при основании Петербурга. И здесь в основе была та же триада: крепость (Петропавловская) , верфь (Адмиралтейство) и порт.
Но затем Архангельск вследствие конкуренции Петербурга оказался не у дел и утратил былое значение торгового центра и порта в связях с Западной Европой. Оживление вновь наступило лишь в 1762 г. , когда императорский указ уравнял права Архангельска и Петербурга во внешней торговле. Столетие спустя развитие Архангельска опять затормозилось из-за того, что к нему гораздо позже, чем к другим значительным центрам России, пришла железная дорога. Она подошла от Вологды в 1898 г. к левому берегу Северной Двины напротив Архангельска и, связав город с Центральной Россией, вновь вызвала оживление. Этому же способствовала и железная дорога Вятка — Котлас, которая сделала Архангельск экспортером сибирского хлеба от Котласа до Архангельска.
Большой урон причинили Архангельску Гражданская война и интервенция стран Антанты. Однако город довольно быстро поднялся. Новый виток экономического развития Архангельска связан с его превращением во Всесоюзную лесопилку. С 1921 г. начинается экспорт леса. Отныне Архангельск — главный лесоэкспортный порт России, а возглавляемая им территория — «валютный цех»
страны.