Помогите нужен анализ к стихотворению пушкина (туча)
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Стихотворение пейзажной лирики, традиционно
включаемое в цикл стихотворений о природе.
Есть в этой пейзажной миниатюре нечто особенное,
отличающее его от подобных произведений.
Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него
не свойственных никому другому.
Во-первых, эпитеты обозначают не цвет
(именно к этому мы привыкли в стихотворениях о природе),
а внутреннее состояние: унылая тень, ликующий день,
успокоенные небеса, алчная земля.
Заметьте: не радостный, не веселый, а именно "ликующий" (!) день.
Во-вторых, одушевленность тучи проступает не только в чётком
пейзажно-символическом характере ст-я, но и в наличии олицетворений:
"ты печалишь", "ветер тебя гонит", "ты поила землю..."
В-третьих, неожиданная сочетаемость эпитетов "ясная лазурь",
"успокоенные небеса", "рассеянная буря", "таинственный гром"-
наполняет их новым содержанием.
Данные художественные средства помогают понять и прочувствовать
настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче.
Кроме того в первой строфе стихотворения присутствует анафора –
единоначатие:
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Во второй же строфе намеренное повторение автором гласных звуков –
ассонанс.
В данном случае – повторение гласного звука *О* - создает звуковой
образ бури.
Мы как бы слышим гром, нам страшно, и невольно вырываются звуки
страха и восторга–междометия *О* и *А* .
Ты небо недавно кругом облегчала,
И молния грозно тебя обвивала,
И ты издавала таинственный гром.
В третьей строфе индивидуально-авторское сочетание слов:
"Довольно, сокройся!"
Так автор словно возомнил себя повелителем бурь, приказывая туче
скорее умчаться прочь.
В стихотворении присутствует и категориальное различие времен
глаголов. Автор описывает в стихотворении два действия:
прошедшую бурю и оставшуюся тучку.
Следовательно, властвовавшая несколько минут назад буря уже
окончилась, значит и употребляет автор прошедшее время для
глаголов, связанных со стихией (облегала, обвивала, издавала,
пошла) .
Но теперь настала новая, тихая и спокойная пора, когда туча
осталась одна
и осуществляет последние свои действия (несешься, наводишь, печалишь) .
Буря прошла и последняя тень омрачающая"ликующий день",
тоже должна уйти.
Как природа очищается и обновляется в грозовом ненастье,
так и душа (в стихотворении её символизирует образ тучи) ,
проходя через бурные чувственные искушения, обновляется
и возрождается, приобщается к гармонии и красоте
окружающего мира.
Стихотворение состоит из трех строф.
Это смысловое разделение.
Ст-е "Туча" написано трехсложным размером стиха
(четырёхстопный амфибрахий, стопа трёхсложная,
с женскими (в первой и второй строках строфы) и мужскими
(в третьей и четвёртой строках строфы) рифмами.
Трехсложный размер позволяет ввести в пейзажную
миниатюру элемент философского размышления
о жизни.
Попарная ( смежная) система рифмовки.
1 строфа четверостишие
рифма: бури-лазури- тень- день.
рифмовка ААСС смежная
2 строфа
облегала-обвивала- гром- дождем.
ААВС гиперхолостая
3 строфа
миновалась-промчалась--древес-небес.
ААВВ смежная
посмотри litra.ru или http://school-essay.ru/ или besoh.com