Мусульманам: есть ли в Исламе путь аскезы?
Путь самосовершенствования путём отказа от благ, излишеств?
Сообщается, что Абу-ль-’Аббас Сахль бин Са’д ас-Са’иди, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел какой-то человек и сказал: «О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за которое меня полюбит Аллах и полюбят люди, если я совершу его» . (В ответ на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) сказал: «Отрекись от мира этого, и полюбит тебя Aллаx, отрекись от того, что есть у людей и полюбят тебя люди» » (Ибн Маджа 4102).
Всевышний Аллах говорит: «О, сын Адама! Довольствуйся малым и не будешь нуждаться; избавься от зависти – будешь спокоен; отдаляйся от запретного – твоя вера станет искренней. Кто откажется от поклепа (гайбат) , тому откроется Моя Любовь, кто будет сторониться людей, тот спасется от их бед, кто разговаривает мало, у того совершенный ум, кто довольствуется малым, тот полагается на Всевышнего Аллаха.
О, сын Адама! Ты не следуешь своим знаниям, но как же ты ищешь знания, которых ты не знаешь? О, сын Адама! Ты трудишься на этом свете, как будто не умрешь завтра, собираешь богатства, как будто будешь жить вечно.
О, мирское! Ты избегай человека, жаждущего тебя, стремись к тому, кто избегает тебя, и будь приятен созерцающему тебя»
Раз мусульмане молчат.. .
Отношение к богатству в исламе неоднозначное. С одной стороны, мусульмане верят, что бедняки попадут в рай намного раньше, чем их богатые братья. А с другой стороны, считается, что нет ничего предосудительного в том, чтобы хорошо зарабатывать и пользоваться благами, которые Всевышний создал для нас. В Коране даже говорится, что верующие трудятся ради того, чтобы выплачивать закят. Беднякам такое не по силам. Эти верующие не довольствуются тем малым, что имеют, и стремятся к большему. Но не ради величия на земле и не для того, чтобы творить произвол и беззаконие. А ради обретения довольства Всевышнего...
..Ислам устанавливает баланс, гармонию между духовной, материальной и рациональной сторонами жизни. С точки зрения Ислама человек представляет собой совокупность тела, разума и духа. Пророк (мир ему и благословение) непременно пресекал возникающие в поведении своих соратников тенденции к крайнему аскетизму. Так, например, Абдуллах ибн Амру, один из его сподвижников, день и ночь посвящал богослужению, пренебрегая своими супружескими обязанностями. Узнав об этом, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Абдаллах, твои глаза, семья, жена и твое тело также имеют на тебя право. Так соблюдай же права тех, кто ими обладает! »
Когда некоторые сподвижники, спросив жен Пророка, узнали об его умеренном поклонении, они были удивлены и сказали друг другу: «Нам ведь далеко до Посланника Аллаха, которому прощены все прошлые и будущие грехи» . Один из сподвижников воскликнул: что касается меня, то я пощусь не разговляясь. Другой сказал: я провожу всю ночь без сна в молитве. А третий сподвижник соблюдал обет безбрачия. Узнав об этом, Пророк (мир ему и благословение) собрал своих соратников и сказал: «Что касается меня, то я наиболее богобоязненный из вас. Однако я молюсь и сплю, пощусь и разговляюсь и женюсь. Кто же откажется следовать моему образу жизни, тот не относится ко мне» . Таким образом, Ислам создает в жизни человека социальный баланс. http://islamua.net/islam_ua/fatwa/?ra=4&ru=13&idq=194&fi=аскетизм
есть в исламе дервиши, что-то подобно монахам
Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности. Дервишу не подобало говорить, например, «моя обувь» или «мое то-то и то-то» — у него не должно было быть собственности, поскольку всё принадлежит Богу. Если же дервиш чем-то и владел, то он этим был обязан делиться. Если дервиш не жил в нищете, то он компенсировал это щедростью и гостеприимством, когда он готов был все отдать своему гостю, не оставляя ничего ни для себя, ни даже для своей семьи.
Иногда дервишей причисляют к монахам — но это спорно, так как сходство чисто внешнее, поскольку дервиши могли жениться, имели собственные дома и жили своей собственной жизнью