Какова роль сна базарова?
Мотив смерти с 21 главы начинает все ощутимее проявлять себя в
повествовании. Гибелью грозит прошлое ухаживание за Фенечкой. Казалось бы,
лавеласовая выходка героя в беседке никак не связана с трагической концовкой романа, с мотивом смерти. В беседке Базаров целует Фенечку. В ответ на это следует вторжение Павла Петровича в базаровскую комнату и грубое поведение с «семинарской крысой» . Сам герой оценивает произошедшее как «глупую комедию» , а ее участников сравнивает с «учеными собаками» , танцующими на задних лапах. Ночью, накануне дуэли герой видит поистине вещий сон, который вскрывает глубинные, бытийные, метафизические мотивы этого поединка. Базарову, в частности, снится Фенечка в виде “кошечки с черными усиками”.В образ Фенечки, в образ, казалось бы, не связанный с судьбой главного героя, автором введен мотив “смерти”, нацеленный на трагическую развязку произведения: сорванный Базаровым поцелуй ускоряет эту неизбежную развязку: за поцелуем следует дуэль, отъезд Базарова из Марьино и смерть героя. Сон Базарова - повествование, сплошь сотканное из символов и знаменательных слов. Во сне Базарова Павел Петрович превращается в лес — символ природы. Для Базарова Павел Петрович является преградой. Через весь роман проходит мотив их спора. Поэтому этот символ вполне обоснован.