Выведение негритянского госпела из католического хорала - это, прямо скажем, очень большая натяжка. Это опосредованная связь, которую нельзя представить в виде прямой линии. Дело даже не в том, что между католическими песнопениями и негритянским госпелом простираются века разных-всяких событий, которые не учитываются при таком сравнении. У госпела есть ещё более древние предки, связь с которыми прямая и явная, дело в том, что его появление было связано именно с распространением протестантизма - большого оппонента католицизма как на идейном, так и на музыкальном уровне. Сначала был спиричуэлс - название берёт начало из цитаты послания Ефесянам 5:19 в переводе Библии короля Якова:
(...)"Speaking to yourselves in psalms and hymns and spiritual songs, singing and making melody in your heart to the Lord."
(...)"Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу"
Спиричуэлс пошёл от белых протестантских гимнов, но при этом музыкально представлял собой развитие field holler - рабочей песни, ритм которой задан движениями мотыги / кирки / любого другого инструмента на поле.
Таким образом, первобытная рабочая песня и христианский гимн / молитва встретились и пошли дальше вместе. Как раз этого и не произошло в белых гимнах - их исполнителей никто не держал на плантациях, они не обращались к Господу, работая руками. В этом плане спиричуэлс перекликается со.. .строевой песней. В обоих случаях есть запевала, которого подхватывают. Вот на
этом сайте много интересного о детстве госпела.
Не всё так классово детерминировано и примитивно выводимо - самое время вспомнить ещё одно древнее изобретение - античный театр. Театр родился из ритуала, сакрального действия, повествовавшего о языческих богах, и для нас здесь самым главным становится общение героя и хора, в котором хору часто приходилось пояснять происходящее с героями. Герой ("запевала") обозначает проблему-тему, хор развивает её, по мере необходимости вступая в диалог с героем. Негритянские певцы, не зная о Софокле или Еврипиде, продолжали ту же древнюю идею параллельно с европейской традицией. Хоть и сложно, но необходимо признать, что оба культурных феномена развились из одного источника.
А вот такое "возвращение" американского госпела обратно в Африку:
Именно этой театральности нет у госпела белого. Белые протестанты в театр ходили в строго отведённое время, развлечение с молитвой не путали (и не особенно его приветствовали) , бесовские языческие игрища сурово порицали, в то время как у негров молитва / гимн выходили прямиком из карнавальной культуры!
Дабы иллюстративный материал не грешил однобокостью, представляю целый сайт из звуковых файлов белого госпела -
вот здесь! Как всё там чинно - никакого античного театра.
Именно на несоответствии музыкальных дискурсов, внезапно слитых вместе, основан элемент комического в рассматриваемом эпизоде. Начинается по-белому, заканчивается по-чёрному. Точно такую же находку использовал однажды.. .Фредди Меркьюри в одном из дуэтов с Монтсеррат Кабалье. Правда, там такое столкновение музыкальных стилей предполагало не комический эффект, а лишь ставило целью озвучить коренную перемену во внутреннем мире лирического героя.
http://www.youtube.com/watch?v=nqp89bkFe8k&feature=related