


Чем обусловлена популярность воинственного НИЦШЕАНСТВА в современной России (и других экс-республиках СССР)?
Уточню: речь идёт скорее о практическом, нежели теоретическом ницшеанстве. Второе пришествие Ф.Ницше в Россию - одна из "побед" горбачовской гласности. Лжетеоретика, окончившего свои дни в сумасшедшем доме и объявленного "государственным философом" в гитлеровской Германии, начали печатать в СССР при самом "демократичном" руководителе Советского Союза...
Натурфилософию Ницше, его "гносеологию" в сочетании с ЕГО "особой" логикой, можно смело отнести к разряду философских курьёзов. А вот "этика" Фридриха Ницше заслуживает серьёзного разговора. Именно она - ницшеанская "практическая философия", теория морали, вернее, циничного аморализма, приобрела БЕСПРИМЕРНОЕ признание в современной России. Сейчас нет более распространённой фразы, нежели эта: "НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН". Т.е., никаких моральных обязательств нет и быть не может - ни перед ближними, ни перед дальними. Каждый живёт согласно своим интересам, а вернее, инстинктам. "Побеждает сильнейший! Мораль - для слабых". Это тоже Ницше. Так говорил не Заратустра, а тот, перед кем пресмыкался Адольф Гитлер. "Бери плётку, идя к женщине" - это также ницшеанский "афоризм". И т.д., и т.п... Удивительно то, что подобные "идеи" легли в основу новой РУССКОЙ ИДЕОЛОГИИ. По крайней мере я слышал такие рассужденья десятки раз и в самых разных компаниях. А может быть, стОит вспомнить, какая участь постигла страну, где ницшеанство было возведено в ранг ОФИЦИАЛЬНОЙ доктрины?..
Невольно вспомнился один случай. Однажды Маяковский вошёл в кафе, где собирались московские писатели, и громко сказал: "Вон сидит писатель Юрий Олеша! Он сочиняет роман "НИЩИЙ"!" "Не "НИЩИЙ", а "Ницше", - уточнил кто-то из посетителей. "Это ОДНО И ТО ЖЕ!", - гениально изрёк Владимир Владимирович (Маяковский, разумеется...)
тут про Ф. Нитцше то никто и не слышал....
Все негативные "проявления" ницшеанства - от его почитания в гитлеровской Германии (при том что Ницше многократно высказывался о своём неприятии антисиметизма) до трактовки его идей в смысле вульгарного эгоизма и социального дарвинизма - исключительно результат в корне неверного восприятия его идей, обусловленного действительно весьма своеобразными методами изложения собственных мыслей. Натурфилософия и гносеология Ницше - это не курьез, а работа выглядящая нелепо из-за собственной незавершённости, великий проект прерванный трагической случайностью. Кстати, меня всегда умиляет как "человеколюбивые" критики Ницше, исполненные "христианской доброты" при любой возможности высмеивают его мучительную и полную трагизма гибель. Интересно, а если ваша жизнь будет оборвана тяжёлой болезнью, вам понравится, как будут зубоскалить недоброжелатели?
Этика Ницше не имеет не малейшего отношения ни к чему из того, что вы описали. Её постоянное искажение, оболгание и поднятие на флаг силами, к которым сам Ницше не мог испытывать ничего кроме ненависти и презрения является, несомненно, одним из самых трагичных курьёзов в истории развития человеческой мысли. В действительности его этика переполнена возвышенной любви к человеку, призывами к максимальному развитию и возвышению всего лучшего, что представляет собой человек. Она призывает к смелому движению вперёд, непрестанному труду во благо себя и других людей и самое главное, она призывает к честности, честности в отношении самого человека его разума и души, честности в отношении человеческого социума. Настоящее величие неполного, обрывочного и во многом противоречивого учения Ницше заключается в том, что как ни один другой философ он призывал к откровенному и прямому взгляду человека на самого себя и свою, историю, какие бы больные места и нелецеприятные темы не поднимались бы в результате этого взгляда. Несомненно, что все те ужасные и отвратительные вещи, которые вы так близоруко приписываете следованию идеям Ницше в действительности проистекают из совершенного искаженного восприятия его идей или полного к ним безразличия.
Знаете, я когда то вечером решил стать добрым, я взял большую тетрадь и составил план, написал тезисы что-то вроде "всегда уступать место в метро противоположному полу, какого бы возрасто оно не было", "не отвечать на грубость", "быть улыбчивым", "всегла помогать". С следующего дня я так и начал жить, я каждый день вёл дневник и записывал всё что со мной произошло, после почти полгодового наблюдения и ведения записей я решил перечитать свой дневник и сделать анализ. Меня просто поразило! Я понял что просто нельзя быть добрым! Женщины притирают тех кто уступает им место, и смотрят на тебя как на мудака, особенно молодые. Не важен ты, а важно как ты выглядишь, я испытал всё это на практике, и поэтому не надо говорить что это всё не так. Важна внешность, рост, финансы, немного сарказма, садизм даже, и к тебе потянутся как притягиваются противоположности. Все насрать на твои добрые дела и намерения, я даже скажу что тебя за них будут ненавидеть и считать за слабость. Испытано на практике, не на одном примере, а на гигантском количестве, всё тщательно записано и проанализировано, так что не надо говорить что это не так. Я сам был в шоке, но это суровая реальность.