Angelochek
Мудрец
(14750)
12 лет назад
В отличие от Платона, основным уровнем познания у Аристотеля является чувственное познание при помощи которого мы познаем конкретное бытие, овладеваем единичным, индивидуальным, а затем можем совершить восхождение к познанию принципов. Аристотель не только подчеркивает роль чувственного восприятия и опыта в познании, но и пытается постичь его механизм. В то же время наука познает общее и познание общих черт, является привилегией разума. В отличие от Платона, Аристотель правильно излагает тот факт, что общее можно познать не на основе созерцания или "воспоминания", но лишь посредством познания единичного. Аристотель полемизирует с Платоном по этому вопросу и показывает, что учение последнего о мире идей не только не способствует пониманию действительности, но скорее затемняет его.
Аристотель различает "первую философию" и "вторую философию". "Первая философия", названная позднее метафизикой, изучает не природу, а самостоятельные причины и сверхчувственные вечные сущности, структурирующие или оформляющие мир. "Вторая философия" исследует преходящие, чувственные вещи, а именно то, что является предметом физики. А т. к. постигаемые умом сущности и причины, по мнению Аристотеля, ценнее чувственно преходящих вещей, постольку выделяется первая философия в отличие от второй. Но если бы неизменных и вечных сущностей, причин не существовало, а была бы только природа, то на первое место среди наук следовало бы поставить физику - вторую философию, тогда как первая философия была бы излишней. Эти сверхчувственные, вечные и неизменные сущности и нематериальные причины приобретают у Аристотеля характер независимой от материи "формы форм", "перводвигателя", который в конечном итоге трансформируется в идею бога. Но философия у Аристотеля это не теология, она шире последней поскольку в центре ее внимания оказывается не бог, а сущее как таковое. Попытка разобраться в сущем, открыть его структуру, т. е. "форму", определить его по отношению к "не-сущему" - вот главное содержание "первой философии" как науки, которую Аристотель выделяет из всех наук. Эта философия "не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части.. "-пишет в "Метафизике" Аристотель.
Понятием "сущее" Аристотель пользуется во многих значениях, но прежде всего, употребляет его в смысле "единое". Сколько существует видов единого, т. е. воспринимаемых чувствами единичных вещей, столько же существует и видов сущего. Но сущее не исчерпывается только чувственным восприятием, поскольку если "помимо единичных вещей ничего не существует, то, надо полагать, нет ничего, что постигалось бы умом, а все воспринимаемо чувствами, и нет знания ни о чем, если только не подразумевать под знанием чувственное восприятие".Аристотель предполагает бытие вечных и в себе неизменных сущностей как основы мирового порядка. Поэтому сущность - это постигаемый только разумом некий объективный закон самоорганизации, оформления бытия, его структурирования. Их совокупность образует высший, сверхчувственный уровень бытия, который более реален, чем уровень чувственных, единичных вещей, уровнь природы. Первоначально эти два уровня слиты у Аристотеля воедино. Со временем, в понимании сущности наметился перелом и Аристотель выделяет для сущности второй критерий, а именно: сущность должна быть не только умопостигаема, но и должна иметь "способность к отдельному существованию". Т. е. Аристотель ищет такую сущность, которая была бы способна к самостоятельному существованию и была бы выражаема в понятии. С этим требованием он и подходит к ее выявлению. Но Аристотель значительно расходится с Платоном и всеми теми, у кого идеи, как и у него, наделяются отдельным от вещей существованием.
Игорь ИвановМыслитель (5404)
12 лет назад
можно ли в том,что Вы написали здесь, понять,что Аристотель - материалист, а Платон - идеалист, и не является ли этот фактор ключевым в различии гносеологических позиций сиих мужей? (извините,если путано получилось)
1Основные идеи, мысли и т. д гносеологии Аристотеля.
2Отличие гносеологии Аристотеля от гносеологии Платона.
Для пояснения ответов очень приветствуются ссылки типа (Автор\Название книги\год издания\читать с этой страницы\по эту страницу) .
Важно!! ! Ответы типа: цель жизни -- познать всё; весь мир познаваемый; у него нет трудов по гносеологии и т. п. , не принимаются.