Каков Назарет тогда и сегодня? см. Ренана.
Антонин Мученик, живший в конце VI века, рисует очаровательную картину плодородия окрестностей Назарета, которые он сравнивает с раем [146]. Некоторые из долин к востоку от города вполне оправдывают это описание. Фонтан, у которого некогда сосредотачивалась вся жизнь и веселье этого маленького города, ныне разрушен; его потрескавшиеся водоемы дают мутную воду. Но красота женщин, которые здесь собираются под вечер, та красота, которая была замечена еще в VI веке и которую считали даром Девы Марии [147], поразительно сохранилась и доныне. Это сирийский тип во всей его прелести, полный томности. Не может быть сомнений в том, что и Мария бывала здесь почти ежедневно и с кувшином на плече присоединялась к веренице своих соотечественниц, оставшихся безвестными. Антонин Мученик отмечает, что иудейские женщины вообще относятся к христианам презрительно, а здесь они очень приветливы. И в наши дни религиозная вражда в Назарете не так остра, как в других местах.
Горизонт города невелик, но если подняться немного выше, взойти на плоскогорье, где вечно дует ветер, и очутиться таким образом выше всего города, то откроется великолепная перспектива. На западе развертываются прекрасные линии Кармеля, которые заканчиваются вершиной, обрывом, падающим в море. Дальше видны двойная вершина, господствующая над Магеддо, гористая страна Сихем с святынями века патриархов, горы Гельбоэ, небольшая живописная группа гор, с которой связаны то прелестные, то страшные воспоминания Сулема и Ендора, Фавор, напоминавший древним женскую грудь своей закругленной формой. В небольшой впадине между горами Сулем и Фавор открывается вид на долину Иордана и на возвышенные равнины Переи, образующие на востоке непрерывную линию. На севере горы Сафед, постепенно понижаясь к морю, скрывают Сен-Жан-д’Акр, но оставляют на виду очертания залива Кайфа. Таков был горизонт, который открывался перед Иисусом. Этот очаровательный кругозор, колыбель Царства Божия, целыми годами был его миром. Жизнь его почти и не заходила за пределы, в которых прошло его детство. В самом деле, на севере отсюда почти видна на склонах Гермона Кесария Филиппинская, самый отдаленный пункт, до которого он доходил в стране язычников, а на юге, за этими уже не столь живописными горами Самарии, уже предчувствуется печальная Иудея, словно высушенная жгучим ветром отвлеченности и смерти. Эрнест Ренан. Жизнь Иисуса
• Пусть узнают мучители мести лицо, \ Пусть замечется в ужасе крик палачей, \ Когда тот, кто считался уже мертвецом, \ К ним вернется живой саранчой. Натан Альтерман. Перевод: А. Пэнн МОЛИТВА О МЕСТИ
•
Назарет -город, где прошли детство и юность Исуса, где жили Иосиф и Мария, где архангел Гавриил возвестил о рождении Мессии, и откуда Исус начал свою проповедническую деятельность.
В древности Назарет был маленьким провинциальным городишком и, если бы не жили в нем две тысячи лет назад плотник Йосеф (Иосиф) и его жена Мирьям (Мария) c сыном по имени Иешуа (Иисус) , то так бы и оставаться этому городку в полной безвестности. Но история бывает альтернативной только в литературных фантазиях; на деле она одна-единственная, хотя и допускающая множество толкований и предположений, и согласно этой истории именно в Назарете к Мирьям явился ангел Господень по имени Гавриэль (Гавриил) и провозвестил ей рождение ребенка, которому предстояло наречься "Сыном Всевышнего". Событие это именуется Благовещением, и в сегодняшнем Назарете оно отмечено несколькими храмами. Один из них относится к греческой православной церкви -

Врата греческой православной церкви Благовещения
.
Внутри церкви слышно журчание воды. Нет, это не протекающий кран и не лопнувшая водопроводная труба. В нижней части храма укрыт родник, некогда находившийся на городской площади. Традиция отождествляет этот родник с местом, у которого и произошла встреча Марии и архангела Гавриила. Происхождение традиции связывают с так называемым "Протоевангелием", написание которого приписывается св. Иакову. Принято считать, что в детстве и сам Иисус не раз приходил к источнику за водой.

Икона Благовещения в греческой церкви
Хотя первые поселения на этом месте относятся еще к эпохе энеолита, маленькая деревушка, где провел свое детсево Иисус, сравнительно недавно стала городом. Начиная с IV в. нашей эры в Назарете строили церкви в местах, связанных с именами Иисуса и Девы Марии. Но маленький город Назарет постоянно разоряли войны и сменявшие друг-друга власти римлян, арабов, персов...

Сегодня Назарет - это смесь различных этнических и религиозных групп. Бок о бок здесь живут древние евреи и арабы-мусульмане, православные греки, мелькиты, католики, арабы-христиане и многие другие. Город разделен на кварталы, которые можно узнать по куполам церквей и башням мечетей: католический квартал, греческий православный, мусульманский. Есть еще много смешанных кварталов.
Сегодняшний Назарет дорос до современного города, выполняющего функции регионального экономического центра. Это самый один из самых больших городов Израиля

«Православие – нелегкая религия, в него нелегко войти, оно много требует от верующего с самого первого дня и до самого конца» . Согласен. Но разве должно быть иначе? Только тяжелым трудом и тяжелыми испытаниями, только пройдя через трудности, скорби и печали всякого рода, может человек испытать и почувствовать: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко».

По стенам и на пилястрах немало икон русского происхождения