1. В какой момент действия пьесы Лопахин поднимает тему продажи вишневого сада? Чем объясняется неготовность хозяев имен
1. В какой момент действия пьесы Лопахин поднимает тему продажи вишневого сада? Чем объясняется неготовность хозяев имения к обсуждению темы, предложенной Лопахиным?
2. Почему план «спасения» сада, перспектива его «дачного» будущего вызывает столь единодушную реакцию Любови Андреевны и ее брата? Что скрыто в реплике Раневской, обращенной к Лопахину: «Милый мой, простите, вы ничего не понимаете» ? Чего не понимает прагматичный Ермолай Алексеевич?
3. В чем смысл повторяющейся ремарки, сопровождающей реплики Лопахина: «взглянув на часы» ? Как соотносится с ней реплика Фирса о «прежних временах, лет сорок — пятьдесят назад» ?
4. Почему реплики Лопахина, снова и снова возвращающегося к теме спасения имения, «разбавляются» включением в беседу Симеонова-Пищика («Что в Париже? Как? Ели лягушек?») , сообщением Вари о двух телеграммах из Парижа?
5. В чем перекличка между рассуждениями Лопахина о новых временах («До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники» ) и монологом Гаева, обращенным к «многоуважаемому шкафу» ?
6. Подытожьте свои наблюдения над чеховским микросюжетом. Как в рамках данной сцены высвечивается проблематика пьесы, основной «нерв» ее действия? Соотнесите внешний сюжет и элементы скрытого действия, «подводного течения» , характерного для чеховского театра.
3.Пьеса «Вишневый сад» начинается с вопроса о времени. Вторая реплика Лопахин -это вопрос «Который час? » Упоминания о времени есть и в ремарках. Писатель делает это не случайно. С первых строк произведения он дает понять, что тема времени в пьесе важна. Суждения героев о настоящем, прошлом и будущем раскрывают их характер.
Начиная с первой ремарки, Чехов отмечает, что время в доме Раневских остановилось. В семье давно нет детей, но одна из комнат до сих пор называется детской. Все жители дома постоянно вспоминают о событиях, случившихся пять лет назад. О прошлом напоминается все: детская, шкаф, пруд, в котором утонул сын Раневской, сад.
Символ ушедшей эпохи – старичок Фирс. В его разговорах слышна ностальгия по ушедшей эпохе и жалость к ней. О прошедших событиях он говорит так, как будто это было вчера, однако читатель понимает, что та эпоха уже не вернется никогда.
Время в пьесе – это время остановившихся часов, время прошлых лет, которые не хотят покидать этого имения и владеют умами и душами героев.