Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Почему кресты на православных храмах ориентируют с севера на юг (или с юга на север?)?

Гуру (4076), закрыт 6 лет назад
Лучший ответ
Все дело в ориентации самого храма

"Восток имя Ему".

Православные храмы строятся алтарем на восток - в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть "восток"

Алтарь ("Небо") в православных храмах всегда размещается с восточной стороны, поэтому вход - с западной стороны и соответственно Крест на православном храме устанавливается всегда так, что человек идущий в храм видит Крест именно так как на фото.



Православный крест на храмах устанавливается всегда так, что если стать к нему лицом так как на фото выше, то за крестом будет восток, слева север, сзади соответственно запад, а по правую сторону юг. В любом полушарии православный крест ориентирован только так.
В православии принято ориентировать храмы алтарем на восток, и зодчие всегда старались выполнить это условие. Иногда, однако, храмы специально ориентировали алтарем на юг - в сторону земной жизни Иисуса Христа (Иерусалим от Санкт-Петербурга, например, практически прямо на юг) . Против этого никогда не возражала православная церковь.
Хотя встречаются и отклонения. Только в Москве:
Храм Христа Спасителя развернут от сторон света почти на 45 градусов. Всехсвятская на Соколе - градусов на 30 к северу. "Отрада и утешение" на Ходынке - к югу более чем на 45 градусов… Градостроительная ситуация, однако. .
В католицизме вопросу ориентации храмов придают меньшее значение. Известно, например, что один из наиболее почитаемых соборов Рима - собор св. Петра - обращен алтарем на запад.
Комментарий удален
Остальные ответы
Православный христианский крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями; содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни) . NИКА — Победитель. Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное» , взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Также на некоторых христианских крестах изображается внизу череп или череп с костями символизирует падшего Адама (включая его потомков) . У молокан нижняя косая перекладина наклонена наоборот, в правую сторону.

Иногда накупольные кресты православных храмов имеют в нижней части полумесяц — символ царской власти, пришедший из Византии. После взятия Константинополя турками-османами этот знак стал частью государственной символики Османской империи.
По-моему их ориентируют (если так можно выразится) с востока на запад.
Храм воздвигается на самом высоком месте и своей алтарной частью обращен к востоку, символизирующему Рай. Внешний облик храма и его внутреннее устройство выражают устремление к Богу и служат спасению души. Храм включает алтарь, среднюю часть и притвор.

Алтарь (полукруглый по форме) , символизирует Царство Небесное, область бытия Бога. Он отделяется от средней части храма алтарной преградой, постепенно развившейся до иконостаса. В алтаре утвержден престол для свершения церковных таинств. Слева от престола помещается жертвенник - место для свершения проскомидии, а справа – диаконник, где хранится все необходимое для совершения литургии. Восточная (алтарная) часть храма снаружи имеет округлую форму – апсиду (одну или три) . Возвышение между алтарем и средней частью храма, называемое солеей, является местом для священнослужителей, с амвоном в центре для произнесения проповеди.

Средняя часть храма знаменует собой мир Ангелов и праведных людей, человеческую природу Христа и душу человека. Он может иметь разные формы (продолговатую - базилика, центричную – круглую или восьмиугольную) . Наиболее распространенной формой храма стала крестово-купольная (с равносторонним крестом в основании) . Четыре (или более) столпа поддерживают посредством сомкнутых сводов и парусов барабан с куполом полусферической формы. Храм могут венчать несколько куполов: однокупольный символизирует Спасителя, трехкупольный – Святую Троицу, пятикупольный – Христа и четырех апостолов-евангелистов, двенадцатикупольный – апостолов-учеников Христа. Купола православного храма завершает восьмиконечный крест – символ спасения. Внутри средней части храма могут размещаться также хоры (галереи) и дополнительные приделы – особые алтари (также обращенные на восток) , отделенные от основного храма собственным иконостасом.

Притвор – часть храма, отделенная от основной части сплошной стеной, служит местом пребывания оглашенных и кающихся. Притвор символизирует земное бытие.
Православные символы крест, полумесяц и т. д. появились задолго до появления религий на Земле. Даже у казаков гражданской войны, на знамёнах сохранились эти символы. Казаки основавшие Османскую-Отоманскую или Атаманскую империю, как раз и имели эти древние, православные символы, которые затем разные религии и "приватизировали", взяли символы, которые не надо было заново придумывать и которые народ уже знал, как православные. Но со временем этого знания не осталось почти. И изменили, частично, эти православные символы. Православие - не религиозное понятие, значащее - славящие Правь.
Похожие вопросы
Также спрашивают