
что значит "кругом шестнадцать"? откуда пошло такое выражение?

Настюхинсончик Мыслитель (5898), закрыт 8 лет назад
Лучший ответ
Семён Семёнович Горбунков Высший разум (107388) 8 лет назад
Согласно определению «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой кругом шестнадцать говорится "о безвыходном положении", а «Идеографический словарь русского языка» О. С. Баранова помещает это выражение в синонимический ряд с общим значением 'невезение, неудача' (по <горькой> иронии судьбы, кругом шестнадцать, по закону подлости, закон бутерброда, тридцать три [двадцать два] несчастья, раз на раз не приходится и т. п.) .

«Откуда взялась эта присказка» , не сообщает ни один из словарей. Единственная известная нам версия происхождения этого выражения изложена одним из героев книги Льва Кассиля «Улица младшего сына» : «- Роскошная, между прочим, обстановка для жизни <…>. Как говорится, кругом шестнадцать, с огурцом - двадцать. Отчего такое выражение имеется? Кто знает? Никто не знает? Я знаю. Это в некоторые прошедшие времена на базаре цирюльники зазывали таким способом к себе публику. Дескать, постричь, побрить кругом - шестнадцать копеек. Ну, а если желаете с особым удобством, пожалуйте за щечку огурчик - бритва легче пойдет. Опять же при этом остается вам премиально вроде закусочки. Вот за это, с огурцом, уже двадцать...»
Остальные ответы
Semen Semenych Ученик (110) 1 год назад
цирюльная этимология, значит? :-)
А я, грешным делом, думал, что здесь что-то карточное, из какой-то игры.