А. А. Блок "В ресторане"
1. Фон на котором происходит встреча поэта и незнакомки остается прежнем или изменяется?
2. А сами они (герои) изменились?
3. Что им надо преодолеть на пути к любви?
4. Какое из двух стихотворений более драматичное? "Незнакомка" или "В ресторане"?
Одно из самых сложных произведений Блока,
стихотворение
“В ресторане” наполнено множеством смыслов.
Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в
значительной степени перекликается с тем, которое было
написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”.
Однако у этой истории есть совершенно определенная
героиня – Ольга Судейкина.
Конечно, же "В ресторане" драматичней "Незнакомки".
Настроение стихотворения – элегическое.
Оно пронизано грустью, размышлениями о
безответных чувствах.
Ресторан, скрипки, вино… как и в "Незнакомке"
И все это приобретает у Блока пренебрежительный окрас.
Ресторанный зал оказывается "переполненным".
Смычки «поют где-то», они не затрагивают сердце,
в их пении не чувствуется прекрасного.
На фоне всего этого действия лирического героя выглядят
очень романтичными. Он посылает своей возлюбленной розу
в бокале "золотого аи".
Но цвет розы - черный.
Это говорит о трагедии, зле.
Роза будто отравлена, как и чувства самого героя, цивилизацией
нового жестокого мира.
Жестока и лирическая героиня:
Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблен».
Девушка надменна, высокомерна, жестока, холодна.
Невольно задумываешься: неужели она такова от рождения?
Нет, скорее - это продукт эпохи, дитя бездуховного,
жестокого мира. Видно, что она намеренно старается сделать
больно лирическому герою, издевается над ним.
Но так ли прост и однозначен этот образ?
Следующее четверостишие заставляет задуматься над этим:
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…
Ее поведение продиктовано негласными правилами жестокого
общества, страшного мира.
"Чуть заметное дрожание руки" этой девушки говорит о том,
что поступок и внимание лирического героя взволновали ее,
затронули глубокие нотки ее души.
Об этом говорит и страстное музыкальное сопровождение:
"грянули струны, исступленно запели смычки".
Возможно, героиня хотела бы повести себя совсем иначе.
Ведь на фоне страшного мира автор поэтизирует этот образ:
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Очень символично, что героиня "рванулась движеньем
испуганной птицы". Это сравнение говорит о внутренней тяге
девушки к прекрасному, настоящему, живому.
На самом деле, ей тяжело в этом мире.
Она уже устала играть холодную роль.
На самом деле ей хочется совсем другого.
И поэтому она, тайно ото всех, продолжает более искреннюю
игру с лирическим героем:
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
На самом деле, героиня жаждет настоящей любви.
И взгляды, которые она бросала герою, ни что иное,
как крик о помощи, но она не знает, как можно иначе вести себя
в мире, где "визжат о любви".
В окружающей пошлости и бездуховности лишь эти два героя
представляют собой островок настоящего.
В этом небольшом стихотворении совсем мало действий.
Оно наполнено различными символами и образами.
С их помощью Блоку замечательно удалось передать трагедию
"живой" человеческой души в мертвом мире современной
городской цивилизации.
В ресторане
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер) : пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён» .
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!.. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
19 апреля 1910