Пролив Измены. Где это? Какова история его открытия и названия?
пролив Измены,
разделяющий острова Хоккайдо и Кунашир.
В этих названиях, родившихся совсем недавно — после Второй мировой, — и лежит исторический ключ к пониманию геопсихологической сложности проблемы. Россия, пройдя Берингов пролив и Камчатку, построив Петропавловск, еще при матушке Екатерине установила каменные метки на Курильских островах. Япония в те же сроки осваивала северные территории — так тогда именовался остров Хоккайдо, и лишь позднее этот термин распространился на Сахалин и Курилы. Кто где раньше землю пометил, спор интересный, но схоластический. Похоже, Россия раньше высадила поселенцев, зато Япония шла "капитальнее" — с чиновниками и войсками. Потому-то уже в 1811 году русский капитан Головнин с матросами был пленен на Кунашире более или менее регулярной японской администрацией (о чем спустя почти полтора века и вспомнили советские картографы). "Изменнически" японцы поступили в отместку за разорительный каперский рейд на японские порты русских военных судов — "Юноны" и "Авось" в 1807 году. Так и строим мы восприятие
друг друга: Россия — на памяти об "измене", Япония — на памяти о флотских лейтенантах Хвостове и Давыдове (их там знают лучше, чем в России, хотя мюзикл "Юнона"и "Авось" не смотрели).
Пролив, отделяющий Кунашир от Хоккайдо, узок. На русских картах он называется проливом Измены — в память о пленении капитана Головнина. Многие сегодня считают, что это название неудачное. Но время для переименования, по-видимому, еще не пришло.
1806 году Хвостов изгнал японцев с Сахалина, уничтожив в заливе Анива все фактории. В 1807 году на Итурупе им было сожжено японское селение, а товары из магазинов розданы курильцам. На Матсмае Хвостов захватил и разграбил 4 японских судна, после чего оставил матсмайскому губернатору бумагу следующего содержания: «Россияне, причинив ныне столь малый вред японской империи, хотели им показать только чрез то.. .что дальнейшее упрямство японского правительства может совсем лишить его сих земель» .
Полагая, что пиратские набеги Хвостова санкционированы русским правительством, японцы приготовились к ответным действиям. Именно поэтому вполне миролюбивое появление на Кунашире в 1811 году капитана Василия Головнина закончилось его пленением и заточением более чем на 2 года. Только после того, как Матсмайскому губернатору из Охотска были доставлены официальные правительственные бумаги, в которых говорилось, что «Хвостов и Давыдов были судимы, найдены виновными, наказаны и уже не находятся в живых» , Головнин и его друзья получили свободу.
После освобождения Головнина иркутский губернатор запретил русским кораблям и байдарам ходить далее 18-го острова (Урупа) , на котором с 1795 года существовала колония Российско-Американской Компании. Фактически к середине XIX века пролив между Урупом и Итурупом стал служить границей между государствами, что и зафиксировал трактат 1855 года, подписанный адмиралом Путятиным в японском городе Симода. В секретном наставлении Путятину, завизированном Николаем I, было написано недвусмысленно: «Из островов Курильских южнейший, России принадлежащий, есть остров Уруп, которым мы и могли бы ограничиться...» .
http://russia.worlds.ru/articles/russia_article_1555.shtml
25 июня 1807 г. «Диана» отправилась в плавание. На мысе Доброй Надежды она была задержана англичанами, но успешно вышла из бухты на глазах нескольких англ. кораблей и благополучно прибыла в Камчатку. Описание этого путешествия напечатано Головниным в 1819 г. В 1811 г. на Головнина было возложено описать Курильские и Шантарские острова и Татарский берег; результаты этих трудов он также напечатал в 1819 г. Здесь, во время работ у острова Кунашира, Головнин был обвинён в преступлении принципов сакоку и захвачен японцами в плен вместе с мичманом Мура, штурманом Хлебниковым и 4-мя матросами; плен продолжался более двух лет; описание его, изданное в 1816 г. , переведено на многие европейские языки. В 1817—1819 г. Головнин совершил новое кругосветное путешествие, описанное им в 1822 г. В 1821 г. был назначен помощником директора Морского корпуса; в 1823 г. назначен генерал-интендантом флота, а в 1827 г. получил в свое ведение департаменты: кораблестроительный, комиссариатский и артиллерийский. За время 8-летнего управления Головниным интендантской частью на флоте (1823-31) было построено 26 линейных кораблей, 21 фрегат, 2 шлюпа и многих других мелких судов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Головнин, _Василий_Михайлович