
С какой целью в истории государств, впервые проводилась перепись населения?

Rich Просветленный (35605), закрыт 16 лет назад
Лучший ответ
Ирина Просветленный (41565) 16 лет назад
Впервые перепись населения на Руси была проведена монголо-татарами для взимания дани с покоренных земель. Зимой 1257 года, по словам летописца, «приехоша численици исщетоша всю землю Сужальскую и Рязаньскую и Мюромьскую и ставиша десятники, и сотники, и тысячники, и темники, и идоша в Ворду, толико не чтоша игуменовъ, черньцов, поповъ, крилошанъ, кто зрить на святую Богородицю и на владыку» . В течении нескольких лет монголы провели несколько переписей, все они касались отдельных областей страны и описывали не число населения, а «дома хрестьянские» – т. е. количество хозяйств для определения размера податей.
Первое «большое письмо» , т. е. генеральная перепись, составлено было в Московском государстве в 1538-1547 годах. Введение новой податной единицы – «сохи» (определенной площади распаханной земли) потребовало проведения второй общегосударственной переписи, в основу которой была положена «мера» , т. е. измерение земель. Составление новых «книг письма и меры» затянулось на целых три десятка лет (1550-1580). Разорение страны в период Смутного времени вызвало необходимость провести третью генеральную перепись, закончившуюся к 1630-му году.
Сразу после вступления на престол царя Алексея Михайловича начались работы по составлению новой переписи. К этому времени и правительство, и налогоплательщики осознали неудобства прежней системы обложения. Правительство не могло привлечь к уплате податей тех, кто не сидел на тяглой земле, а население, сидевшее на тяглой земле, должно было за нее платить, даже если часть жителей с этой земли разбежалось. Новые книги, в которых описывалась не земля, а «дворы» , получили название «переписных» , в отличие от прежних «писцовых» . Перепись была проведена в короткие сроки (1646-1648 гг.) , но большую часть налогов население продолжало выплачивать по старым «писцовым» книгам 1620-х годов вплоть до составления «переписных книг 1676-1678 годов» . Последние две переписи 1710 и 1717 годов показали гораздо меньшее число дворов, чем перепись 1676-1678 гг. , почему в большинстве местностей России вплоть до первой ревизии 1719 года продолжали использовать переписные книги 1678 года.
Ревизии. Ревизские сказки.
**
Первая перепись населения Перми Великой с целью регулярного поступления дани в казну была проведена писцом Иваном Бобровым в 1530 г. Единицей обложения был «лук» – взрослый мужчина-охотник, ежегодно плативший две белки или 2-4 деньги. Перепись выявила 2145 луков, но, по мнению историков, она не могла быть полной. Часть населения, воспользовавшись малочисленностью управленческого аппарата, просто укрылась от уплаты дани.
**
Источник: bushmakov.narod.ru/statist.html
Остальные ответы
logos Мыслитель (7963) 16 лет назад
С целью сбора налогов.
Алексей Разаренов Ученик (201) 16 лет назад
С целью узнать, скольких мужчин можно поставить под ружьё.
™Негасимая Звезда... ® Гений (95891) 16 лет назад
Впервые перепись населения на Руси была проведена монголо-татарами для взимания дани с покоренных земель.

В образованном царем Иваном Грозным централизованном государстве Московии для податного обложения проводились традиционные поземельные учеты. В XVII ст. единицей податного обложения становится “двор” (хозяйство) . В 1718 году царь Петр І вводит подушные учеты (в отличие от подворных) , в которых учитывалось только мужское население, которое облагалось налогами и подлежало рекрутским наборам. Дворянство, государственные чиновники и т. п. учету не подлежали. Первые подушные списки, составленные в 1720-1721 годах, назывались “сказками”, следующие учеты назывались ревизиями, а списки – “ревизскими сказками”.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Первая и единственная перепись населения в современном смысле слова была проведена в России 28 января 1897 года.
Программа переписи включала в себя социально-демографические характеристики опрашиваемых, брачное состояние, место рождения, вероисповедание, родной язык, грамотность и занятие. Проведенная перепись впервые дала возможность получить относительно полные данные обо всем населении тогдашней России, что позволяет считать ее важной вехой в накоплении знаний о населении страны и рассматривать как начало нового, современного периода истории российской статистики населения.
http://bushmakov.narod.ru/statist.html