К каким выводам ведёт читателя лермонтов сопоставляя калашникова и кирибеевича
песня про царя ивана васильевича и удалого купца калашникова
Кирибеевич – “удалой боец”, “буйный молодец”, “добрый молодец”, “любимый опричник”, “лучший боец” Грозного. Любимый” опричник, значит он фаворит Ивана Грозного, “лучший боец”, следовательно, можно предположить, что Кирибеевич отличается всеми отличительными качествами опричника, т. е. живет грабежами, поэтому богато одет; царь делает ему подношения, Кирибеевич находится на службе у царя)
Калашников не уступает Кирибеевичу. Он тоже молодой, “смелый”, “статный”, “лихой боец”, “удалой боец”, у него “могутные плечи”, “очи соколиные”, “кудрявая борода”, “грудь молодецкая”. Женат, имеет детей. Калашников – купец, он относится к гостиной сотне, члены которой пользовались большими привилегиями, имели свое самоуправление. У него своя лавка, свой “высокий дом”, служанка. Он сам зарабатывает себе на жизнь, серьезен.
В Калашникове реализуется народный идеал правды, честности, в Кирибеевиче – бесчестья, зла. Столкнулись не два человека – столкнулись два принципа, две морали. Это поединок чести с бесчестьем, Божьей правды с кривдой, народной нравственности и ее попрание.
Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Калашников совершает подвиг. Он защищает человеческое достоинство русских людей. Человек из народа оказался морально выше царя, который в силу своего положения становится виновником несправедливости. Идеология купца высоконравственна: каждый человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками за свои поступки. Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Оно становится причиной столкновения честного человека и государственной системы, произвола, несправедливости. В этом залог нравственной победы купца. Он несет в себе идею народного добра и правды (“Не в силе Бог, но в правде”), которая противопоставляется в “Песне... ” беспредельному злу “кромешников” – опричников в лице Кирибеевича. Царь и время бессильны перед этим подвигом. Окончательная и верная оценка трагедии принадлежит народу.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]