ГАЛИНА
Высший разум
(2407492)
7 лет назад
А. Фет-импрессионист в поэзии и
своей изобразительности близок художникам -
импрессионистам, которые стремились передать то, что
"мимолетно, неуловимо и
невыразимо ничем, кроме ощущений".
Основное свойство поэзии Фета -чувствительность,
задушевность, утонченное восприятие всего
происходящего вокруг в мире и в душе человека,
представление о красоте как о реально
существующем элементе мира, окружающего человека.
Звуки, шорохи, мимолетные впечатления - не мотивы,
а темы фетовского творчества:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Каждая мелочь, каждая - даже невзрачная -деталь
природы прекрасна, потому что они составляют
наш мир, а он-то и есть истинный предмет поэзии.
Фетовская красота - это красота природы,
объективно существующей, постигаемой зрением,
слухом, обонянием.
Природа Фета всегда оказывается слитой с
мельчайшими подробностями душевного состояния
автора или лирического героя:
любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями.
Главным в его поэзии становятся не яркие
пейзажные образы, а эмоциональные впечатления
от природы, настроения, порожденные встречей с ней.
Природа в поэзии Фета, действительно,
как в зеркало смотрит в человеческую душу,
но при этом и сам человек видит в природе
ничто иное, как отражение малейших движений
своей души.
Человек и природа оказываются слитыми
воедино и при этом абсолютно противоположными,
как наш мир и Зазеркалье.
Стихотворение "Заря прощается с землею… " именно
такое.
Небо и земля оказываются открытыми друг другу,
а весь мир раздвигает свои границы по вертикали.
Создается грандиозная картина мирозданья.
Вверху её-деревья, купающие свои кроны в
лучах уходящей зари, внизу - наступающая мгла,
окутанная паром земля.
Здесь природа даже не одушевлена, а одухотворена.
Она живет своей особой жизнью,
и не каждый человек способен проникнуть в её тайну,
познать её великий смысл.
Лишь на высшей ступени духовного подъема
человек может быть к этой жизни причастен.
Elena Vorobyeva
Высший разум
(174903)
10 лет назад
Фет, без сомнения, один из самых
замечательных русских поэтов – пейзажистов. Особенность творческой манеры Фета
– его умения по-особому видеть мир и вместе с тем художественно воплотить своё
видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия. Он
подобно импрессионистам «воевал» против житейского «чёрного и белого» . Он
пытался передать действительность во всех её проявлениях, как и импрессионисты
«восстал» против традиционных правил замкнутости, поэт как бы расширил
пространство.
Живописное начало поэта Фета отмечают в основном современные исследователи его
творчества. Е. А. Майлин в работе «А. А. Фет» говорит об импрессионистской
поэтической манере Фета, которая связана с индивидуальным, субъективным
взглядом на мир, фрагментарностью, а не с целью в восприятии и подаче
поэтического материала. Все это можно отнести не только к произведениям
живописи, но и к поэтическому творчеству, а конкретно – к лирике Фета.
Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!. .