Здравствуйте!
След за самолётом – обычное явление, причём следов бывает и больше двух (по числу двигателей) и они наблюдаются за ЛЮБЫМИ самолётами, поднявшимися на большую высоту (верхняя тропосфера или нижняя стратосфера) .
Называть этот след за самолётом "инверсионным следом"- ОШИБКА, к инверсии температуры (повышению её с высотой) след за самолётом имеет косвенное отношение (инверсия-выше тропосферы,) . Правильно называется этот «след» КОНДЕНСАЦИОННЫЙ СЛЕД ЗА САМОЛЁТОМ.
Для процесса конденсации (перехода водяного пара в капельки) и сублимации (перехода пара в микрокристаллы) , см. :
http://otvet.mail.ru/question/24821364/ необходимы так наз. "ядра конденсации"(или сублимации")- т. к. не может молекула газа вод. пара отложиться на молекулах газа воздуха (они близкого размера), а требуется некот. "поверхность". Такими поверхностями обладают микровзвеси-аэрозоли воздуха (пыль, дым, микробы, бактерии, споры, кристаллы солей...) «взвешенные» в воздухе турбулентностью, см. :
http://otvet.mail.ru/question/24108702/ На аэрозолях и идёт процесс конденсации (сублимации) и мы видим в воздухе продукт этого-туман (у Земли) , см:
http://otvet.mail.ru/question/24816894/ или облака (на высотах), см:
http://otvet.mail.ru/question/27059701/ Но количество аэрозолей с высотой от Земли резко убывает, а на высоте полётов современных самолётов (верхн. тропосфера и нижн. стратосфера) воздух настолько чист, что в нем почти нет ядер конденсации. В условиях чистого от микроаэрозолей воздуха даже при насыщении воздуха водяным паром (низкая температура: слышали объявление в самолёте о температуре на эшелоне «за бортом»?), водяному пару, даже при насыщении, "не на чем"конденсироваться (или сублимироваться) ! Работающие двигатели пролетающего на этой высоте самолёта выбрасывают продукты сгорания топлива–микроаэрозоли, и именно на них происходит процесс конденсации (сублимации) и след от самолёта становится "видимым"(см. фото), как в замечательной песне: "..и осталась в небе/светлая полоска/светлая/как память о тебе... ".Сохранение облачной "полоски"зависит от ситуации-если они благоприятны, то "полоска"расползается, иногда занимая пол-неба, а если нет- след остаётся коротким и рассеивается (чаще бывает в антициклонах, где воздух"оседает"вниз и нагревается, удаляясь от насыщения, и небо чистое, см:
http://otvet.mail.ru/question/19771514/ ).В метеорологической классификации облаков для этой"антропогенной"формы выделено спец. название"Cirrocumulus tractus"(Перисто-кучевые "дорожные").Конденсационный след возникает не сразу за самолётом, т. к. для насыщения воздуха паром необходимо, чтобы воздух от двигателей охладился (за счёт ИК излучения и турбулентности) до температуры окружающей среды, а за это время самолёт успевает "улететь" на некоторое расстояние (фото) .
Так высоко летают и обычные гражданские, и военные самолёты. Достаточно бывает высоты в 8-9 км, чтобы за самолётом потянулся красивый конденсационный след.
Всего доброго.
