Софья Шигапова
Профи
(709)
17 лет назад
да это ж мой вопрос на вступительных экзаменах!! ! сдала на 5 между прочим, так что слушай. композиция подчинена цели раскрытия образа Печорина. Хронологическая последовательность событий (одним словом, фабула) отличается от сюжетной последовательности. если главы расставить в хронологическом порядке, то получится следующее: "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист", Бэла, Максим Максимыч, предисловие к журналу Печорина. зачем же автору нужно было нарушать хронологию? чтобы постепенно раскрыть образ гл. героя, дать читателю проникнуться идеей романа. сначала он пишет от лица доброжелательного, но чужого и чуждого Печорина человека о Бэеле, затем, в главе "ММ", Печорину дается психол. портрет от лица рассказчика - человека одного с Печориным поколения и круга, читатель понимает, что героя настигла душевная катастрофа. ну и наконец, Журнал Печорина - дневник героя, в котором он рефлексирует, анализирует свои мысли и поступки и открывает, почему так трагично сложилась его жизнь. эта подчеркнутая разорванность событий, смена рассказчиков не только раскрывают образ лишнего человека, но и все больше оправдывают Печорина.
Селиме Водопьянова
Ученик
(158)
6 лет назад
Роман состоит из 5 частей, которые расположены не в хронологическом порядке. Сначала мы узнаем о герое со слов других, затем знакомимся с ним, наконец, читаем журнал самого Печорина, который анализирует свои поступки. Вообще, главы должны идти таким образом: "Тамань","Княжна Мэри", "Фаталист", "Бэла","Максим Максимыч" .
*●ИźЎмŘұÐ●*
Знаток
(291)
6 лет назад
Композиция — это расположение, строение произведения.
Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, которые могут восприниматься как отдельные литературные произведения. Тем не менее каждая из составляющих является необъемлемой частью целого.
Особенность композиции в том, что отдельные повести расположены не в хронологическом порядке (т. е. согласно фабуле), а совершенно иначе. Сюжет, то есть совокупность событий в их композиционной последовательности, не совпадает с фабулой. Лермонтов одним из первых в литературе применил подобный приём. С какой целью он это сделал?
Сюжет, не совпадающий с фабулой, помогает переключить внимание читателя с событийной, внешней стороны на внутреннюю сторону, с детективной на духовную.
В «Герое нашего времени» воссоздана «вершинная композиция», характерная для романтической поэмы. Читатель видит героя только в напряжённые, драматические моменты его жизни. Промежутки же между ними оказываются не заполненными. Мы встречаемся с героем в крепости и в последней сцене тоже видим его в крепости — это создаёт эффект кольцевой композиции.
В различных частях романа мы видим главного героя с точки зрения разных персонажей: рассказчика, Максима Максимыча, самого Печорина. Таким образом, читатель видит Печорина с позиций разных людей.
О роли каждой повести в романе можно говорить с разных точек зрения: можно делать акцент на композиционной роли, можно — на значении в раскрытии характера Печорина, на его способности действовать в различных ситуациях. Мы сосредоточимся на содержании отдельных повестей.
«Бэла»: Печорин отрабатывает романтический стереотип «естественная любовь к дикарке». Лермонтов реалистически развенчивает принятую точку зрения, что подобная любовь может быть плодотворной. Печорин показан глазами бесхитростного Максима Максимыча.
«Максим Максимыч»: Печорин нарисован в его отношении с старому сослуживцу Максиму Максимычу как свидетелю своего прошлого: вероятнее всего, он был сух с Максимом Максимычем и поспешил с ним расстаться, так как не хотел будить воспоминания об ушедшем. О Печорине повествует рассказчик — молодой образованный офицер, который уже слышал историю о Бэле.
«Журнал Печорина»: о себе рассказывает сам Печорин.
«Тамань»: Печорин отрабатывает романтическую ситуацию влюблённости в «честную контрабандистку», которая заканчивается для него плачевно. Особенность повести в том, что в ней нет фрагментов самоанализа, а есть повествование, приближенное к разговорной речи (так Печорин мог бы рассказать о произошедшем с ним своим товарищам).
«Княжна Мэри»: жанровая основа — светская повесть, события в которой, как правило, связаны с любовной интригой в светском обществе и идеей соперничества между двумя мужчинами. От разговорного повествовательного стиля «Тамани» отличается подробными описаниями окружающего и детальным самоанализом (рефлексией), сходна остротой сюжета. Представляет собой дневниковые записи.
Содержит взгляд на Печорина со стороны Вернера, включает реплики других героев (Веры, Мэри, Грушницкого), описывающие различные проявления характера Печорина.
«Фаталист»: вновь перед нами стиль устного повествования (как в «Тамани»), Содержание повести — попытка понять движущие силы мира (рок, судьба или осознанная воля человека).
Николай Никитенко
Мастер
(1083)
5 лет назад
1 ОСОБЕННОСТЬ: Особенность построения этого произведения состоит в том, что Лермонтов нарушил хронологическую последовательность событий, о которых рассказывается в романе. В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое – к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях.
2 ОСОБЕННОСТЬ Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. Роман имеет “кольцевую композицию”: сначала идут главы, посвященные последним событиям в жизни Печорина (“Бэла”, “Максим Максимыч”, предисловие к “Журналу Печорина”), затем рассказывается о более ранних эпизодах жизни героя (“Тамань”, “Княжна Мери”)
3 ОСОБЕННОСТЬ: “кольцевой композиции” заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней завершается. Мотив “тюрьмы”, “монастыря”, “узничества” — один из главных в творчестве Лермонтова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Таким образом, писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова. Главное для автора – показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки.
Роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным,