Наталия
Гуру
(4584)
17 лет назад
В первую сигнальную систему (согласно его учению) приходят раздражения, вызванные непосредственным действием "внешних агентов" - предметов или явлений на наши органы чувств. При помощи первой сигнальной системы мы видим, слышим, осязаем, чувствуем запахи. Первая сигнальная система, общая как для человека, так и для животных, имеет дело с конкретными образами внешнего мира. Собака видит кусок мяса - и вся ее нервная система настраивается на то, чтобы этот кусок мяса захватить и съесть.
У человека тоже "бегут слюнки" при виде богато сервированного стола. Но никакое высокоорганизованное животное никак не прореагирует на слово "пища", если оно не подкреплено конкретным куском мяса, конкретным куском сахара.
Вторая сигнальная система - специфическая только для человека! Вторая сигнальная система начинает развиваться у ребенка с первого сказанного им слова. Процесс овладения речью - это процесс формирования (пусть пока еще примитивный) второй сигнальной системы.
Второй этап - это овладение "внутренней речью", в течение которого слова постепенно становятся орудием мысли. "Внутренняя речь" формируется к 6-7 годам. Окончательное же развитие второй сигнальной системы происходит в более поздние возрастные периоды - подростковый и юношеский.
Источник: http://adalin.mospsy.ru/signal.shtml